Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

За промахи в нефтегазовой стратегии властей РФ расплачивается население

Широкая публика не слишком расстраивается, когда правительство поднимает налоги на «Газпром» и нефтяные компании: «Поделом им, толстосумам и мироедам! Зажрались! То тарифы на газ поднимают, то цены на бензин!»
Россия поставлена на счетчик
Россия поставлена на счетчик Евгений Софийчук / ТАСС

Это логика тех, кто не в силах распознать причинно-следственные связи и понять, что в конечном итоге раскошеливаться за такие шаги властей придётся всем жителям России — даже не заправляющим собственные машины на АЗС и не имеющим газовых плит и котлов.

Простой арифметический пример — бензин. Правительство по нескольку раз в год повышает налоговую нагрузку на нефтяников. Растет налог на добычу полезных ископаемых — для компенсации этого рост обещали сократить вывозную таможенную пошлину на нефть, но, как водится, обманули. Растут ставки НДС и акцизы на топливо, а нефтяникам и владельцам АЗС фактически запрещают повышать цены.

Цены, конечно, растут – вопреки всем запретам, но себестоимость бензина и дизтоплива почти не покрывают.

Для «Сургутнефтегаза», например, доля налогов в цене реализации бензина Аи92 уже достигла 110%, а дизельного топлива — 102%, то есть компания ещё и приплачивает покупателям ее продукции вместо получения прибыли.

Решение напрашивается само собой: надо снижать налоги, если уж задача — остановить рост цен на топливо. Вместо этого правительство в 2019 году стало компенсировать нефтяным компаниям часть потерь от торговли на внутреннем рынке через так называемый «демпферный механизм», то есть приплачивать им из госбюджета. Для понимания размеров таких выплат достаточно указать, что за март 2022 года «демпфер» составил 152,8 млрд рублей.

В сентябре 2023 года размер его попытались урезать почти вдвое, но нефтяники стали покрывать убытки от АЗС путем увеличения экспорта и сокращения поставок на внутренний рынок, и с сокращением «демпфера» решили повременить.

Главное — в цене бензина и дизтоплива в России есть и доля, которую платит все население страны через госбюджет. Есть машина, нет машины – изволь внести свою лепту для покрытия убытков нефтяных компаний вместо того, чтобы видеть, как этот бюджет увеличивает расходы на образование, здравоохранение, социальные услуги…

А первопричина — жадность той группы деятелей, которые выполняют в стране функции государства. К жадности надо добавить и глупость. Обирая и бизнес, и население, правительство ведёт себя как временщик, не заботящийся о будущем. Из-за растущего налогового бремени и дикой налоговой нестабильности (нормы, правила и ставки налогообложения меняются по несколько раз в год) нефтяники перестали вкладываться в новые проекты добычи энергоносителей и ускоренными темпами эксплуатируют те старые промыслы, где себестоимость добычи низка и позволяет получать хоть какие-то доходы от реализации, тем более если есть возможность отправлять часть продукции за границу.

Быстрое истощение ресурсов ведёт к деградации нефтяной отрасли.

Продолжая шустро и нерасчётливо грабить нефтяников, правительство взялось еще за газовую отрасль. А здесь уже приходится компенсировать последствия политического решения «заморозить» Европу и покарать Украину. Именно это решение заставило «Газпром» уйти с выгодного зарубежного рынка – а отнюдь не капризы европейцев. Вместо 155 млрд кубометров газа, которые Россия отправляла в «дальнее зарубежье» каждый год, в этом году такие поставки прогнозируются на уровне 23-24 млрд кубометров.

«Газпром» потерял в первом полугодии четверть добычи и понес огромные потери от сокращения экспортных доходов. 

Кто компенсирует газовому гиганту и госбюджету эти потери? Конечно же, не тот, кто приказал компании уйти из Европы. Платить будут рядовые граждане России. С будущего года оптовые тарифы на газ для населения вырастут на 11,2%, а в 2025 году подскочат еще. Можно было бы предположить, что газодобывающим компаниям компенсируют часть убытков, но не тут-то было. Отрасли от этого ничего на достанется, потому что в правительстве прибегли к испытанному методу: предложили (сюрприз!) повысить налоги. В первую очередь это коснётся налога на добычу полезных ископаемых, и закон об этом Госдума уже приняла в первом чтении.

Более того, в планах властей появился «второй этап» повышения налогов на газодобывающие компании.

Война пожирает деньги. Представление, что военный бюджет делает липосакцию «разжиревшему» российскому бизнесу, высасывая из него средства налогами, совершенно неверно. Нижние звенья этой пищевой цепочки — население страны. Рост промышленного производства бронетехники и снарядов с ракетами ничего не даёт для развития страны и поддержания жизненного уровня людей. Бронетранспортёр на тарелку не положишь. Он быстро сгорит на фронте.

Как сгорят вместе с ним и деньги, которые через налоги и тарифы вложили в его производство все жители России.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку