Резкое повышение ключевой ставки начинает бить по экономике. В октябре входящие платежи в отраслях, ориентированных на потребительский спрос, оказались на 0,4% ниже среднего уровня III квартала, показал проводимый Центробанком мониторинг финансовых потоков.
Основной вклад в снижение внесли производство пищевых продуктов, сельское хозяйство, розничная торговля и операции с недвижимостью, отмечает ЦБ. Это, по его мнению, «может указывать на первые признаки постепенного охлаждения потребительского спроса, которые подтверждаются и рядом других оперативных данных за октябрь».
Этого ЦБ и добивался. «Сейчас мы находимся в ситуации, когда экономика практически полностью задействовала имеющиеся ресурсы. Это касается и рабочих рук, и производственных мощностей», – заявила сегодня председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. В таких условиях «попытки форсировать экономический рост за счет дешевого кредита или других масштабных стимулов спроса могут обернуться только инфляцией и ничем больше», предупредила она.
С июля ключевая ставка выросла вдвое – с 7,5% до 15%, причем эффект от последнего повышения в октябре еще не мог проявиться: ставка была повышена на 200 пунктов с 30 числа.
Но и предыдущее повышение ставки начало сказываться. До этого «рост спроса — и потребительского, и инвестиционного (а на инфляцию влияют обе эти составляющие) — подстегивался и доступностью кредита, и ростом инфляционных ожиданий, и ростом бюджетных расходов», заявила Набиуллина. С бюджетными расходами ЦБ сделать ничего не может, а с двумя другими факторами борется повышением ставки.
«Реакцию на повышение ставки мы уже видим <...> начинает замедляться кредитование <...> Сильнее всего отреагировал портфель необеспеченного потребительского кредитования. Если в июле — августе он рос примерно по 1 трлн рублей ежемесячно, то в сентябре предварительно прирост сократился на треть».
В октябре торможение стало еще более резким. Крупнейший кредитор россиян, Сбербанк, сократил выдачи потребительских кредитов, рассказал первый зампред правления Кирилл Царев: «Кредитный портфель по "потребам" вырос буквально на 0,5%, а общий прирост [розничного] портфеля составил где-то 2%. Ипотека еще продолжает прирастать, а потребительские кредиты уже постепенно начинают замедляться».
Спрос на них, по его словам, не снижается, но введенные ЦБ ограничения заставляют банки чаще отказывать заемщикам: «Объем выдач сокращается при пока относительно стабильном спросе со стороны населения». Но уже в начале следующего года Царев ожидает существенного замедления темпов прироста ипотеки, в том числе из-за роста ставок.
По сравнению с пиковым III кварталом продажи жилья будут снижаться, предупреждали аналитики SberCIB Георгий Иванин и Никита Ковалев. Данные по московскому региону это подтверждают, отмечают они: в октябре продажи квартир и апартаментов составили 811,5 тысяч кв м, на 18% меньше, чем в сентябре. «Динамика продаж жилья коррелирует с последними данными Frank RG о выдаче ипотечных кредитов, которые показали снижение на первичном рынке на 17% м/м в натуральном выражении», – пишут они и делают вывод: «Рынок начинает охлаждаться». Это, по их мнению, также связано с мерами ЦБ (ростом минимального первоначального взноса и дополнительными надбавками к коэффициентам риска для расчета резервов по ипотечным кредитам).
Иванин и Ковалев называют октябрьские данные «ожидаемо слабыми» и предполагают, что в IV квартале продажи жилья в России могут упасть на 30% в натуральном выражении, а в 2024 г. – на 8% к рекордному 2023 г.