Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Авиакомпании в Европе столкнулись с массовыми сбоями GPS в результате вторжения России в Украину

Кокпит самолета Airbus A320
Кокпит самолета Airbus A320 Mehrdad Samak-Abedi / imago-images / ТАСС

Развязанная Россией война мешает гражданским самолетам и спутникам. Радиоэлектронная борьба в этом конфликте ведется особенно яростно из-за массового применения дронов, управляемых ракет и бомб.

В результате пилоты гражданских рейсов, проходящих в десятках и даже сотнях километров от зоны боевых действий все чаще обнаруживают, что используемая ими система глобального позиционирования (GPS) дает сбои. Из-за радиопомех глушатся спутниковые сигналы. Также множатся случаи подмены сигнала с целью обмана получателей и введения их в заблуждение.

Постоянные проблемы с получением данных после начала войны стали наблюдаться у европейского спутника, который следит за толщиной льдов и влажностью почвы.

В последнее время к этому добавились проблемы с сигналами у лайнеров на ближневосточных рейсах – из-за разгоревшейся войны между Израилем и террористической группировкой ХАМАС.

Самолеты теряют спутниковые сигналы и отклоняются от маршрутов, а пилоты получают ложные сообщения о местонахождении или не соответствующие действительности предупреждения, согласно данным авиарегуляторов Евросоюза и документу одной авиакомпании, с которым ознакомилась The New York Times.

Airbus сообщала, что в прошлом году самолеты ее производства зафиксировали около 50 000 случаев помех – в четыре раза больше, чем годом ранее. По данным диспетчерской службы Eurocontrol, помехи ощущаются на расстоянии до 300 км от мест боевых действий и «выходят далеко за рамки простых действий по эффективному выполнению боевых задач». Сильнее всего от помех страдают самолеты, чьи маршруты пролегают над акваторией Черного моря от Турции до Азербайджана, Средиземного моря от Кипра до Ливии, Балтийского моря в районе Польши и Латвии, а также над Арктикой в районе Финляндии и Норвегии.

Радиоэлектронная борьба над Украиной ведется очень интенсивно. Турецкие беспилотники Bayraktar, сыгравшие важную роль в отражении агрессии на начальном этапе войны, практически перестали применяться, так как российские войска научились их глушить. Теперь они используются максимум в разведывательных миссиях, да и то на отдалении от российских позиций. Похожая ситуация сложилась и с американскими ракетами HIMARS, оснащенными системой управления с GPS: их эффективность снизилась по сравнению с первыми месяцами применения. Специализированные украинские подразделения также заглушат и сбивают с курса иранские беспилотники Shahed, российские «Орлан», «Ланцет» и др.

Создание помех – обычная тактика в зонах военных конфликтов. Но теперь все большее распространение приобретает «спуфинг» – намеренная подмена сигнала. «Я никогда не видел такого уровня "спуфинга", как сейчас», – сказал NYT Мартин Дрейк, который 42 года прослужил пилотом, а сейчас является техническим экспертом Ассоциации британских пилотов гражданской авиации.

В одном из инцидентов направлявшийся в сентябре в Дубай лайнер Embraer едва не вошел в воздушное пространство Ирана, когда пилоты поняли, что самолет следует за ложным сигналом. «Мы осознали проблему только потому, что автопилот стал поворачивать то влево, то вправо и стало очевидно, что что-то идет не так», – рассказали члены экипажа организации Opsgroup, занимающейся мониторингом рисков в авиационной отрасли. По ее данным, системы самолетов практически неспособны обнаружить подмену сигнала GPS и скорректировать его.

Федеральное управление гражданской авиации США предупредило пилотов о глушении GPS на Ближнем Востоке.

Пока все эти инциденты не привели к серьезным проблемам, поскольку коммерческие лайнеры используют не менее шести различных систем навигации. Вместе с тем, по данным Европейского агентства по безопасности полетов, большему риску подвергаются бизнес-джеты, такие как Dassault Falcon, Gulfstream и Bombardier.

С началом войны в Украине стал постоянно «слепнуть» запущенный в 2009 г. европейский спутник Ocean Salinity, ведущий наблюдение за почвой и арктическими льдами. «Мы теряем существенное количество данных над Европой», – сказал New Scientist Клаус Скипал из Европейского космического агентства. Спутник ловит микроволны на поверхности Земли (влажная почва, например, испускает больше микроволн, чем сухая). Хотя все входящие в Международный союз электросвязи страны, включая Россию, обязались не использовать микроволны, ничего нельзя поделать с радарами и глушителями, которые вмешиваются в работу спутника, сетует Скипал:

«В регионах с геополитической напряженностью мы четко видим [вмешательство] этих источников».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку