(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)
БЕРЛИН, 28 ноя (Рейтер) - Бюджетный кризис в Германии дал новый импульс реформе закона, ограничивающего уровень суверенного долга - и даже оппозиция готова признать, что потребность в столь необходимых инвестициях важнее налогово-бюджетной дисциплины, которая до недавнего времени был главной страстью немецких чиновников.
Конституционный суд Германии 15 ноября заблокировал перевод неиспользованных средств, выделенных на борьбу с пандемией, на зеленые инвестиции и поддержку промышленности, поставив заслон финансовым планам коалиционного правительства Олафа Шольца.
Деловые и политические круги опасаются, что Берлин не сможет финансировать решение наиболее насущных проблем - от изменения климата до военного конфликта в Украине. По мнению экономистов, крупнейшая экономика Европы уже много лет страдает от хронической нехватки инвестиций, что привело и к нынешнему застою.
Даже от консерваторов, чьи жалобы и послужили поводом для судебного разбирательства, всё более слышны призывы к реформе. Особенно открыты для новой дискуссии региональные власти, которые сами вынуждены бороться с последствиями этого решения.
Например, под вопросом оказались миллиарды евро согласованных с Intel госсубсидий для строительства американской компанией заводов в земле Саксония-Анхальт.
«Речь идет о стратегических инвестициях - должен быть найден источник их финансирования, - сказал в интервью Рейтер Райнер Хаселофф, консервативный премьер-министр Саксонии-Анхальт. - В противном случае эти технологии уйдут в США».
Согласно данным рейтингового агентства Scope Ratings, за последнее десятилетие объем недоинвестирования в Германии уже достиг 300 миллиардов евро по сравнению с другими странами, обладающими кредитным рейтингом ААА.
Хаселофф был одним из 10 высокопоставленных представителей Христианско-демократического союза (ХДС) и его баварской «сестры» - Христианско-социального союза (ХСС), с которыми провел беседы Рейтер и которые признали необходимость реформы, позволяющей увеличить инвестиции, не отказываясь при этом от фискальной дисциплины.
Некоторые уже начали публично выступать за реформу.
«Как я уже давно говорил, риск в том, что порог госдолга становится все большим тормозом для будущего», - написал мэр Берлина Кай Вегнер в социальной сети X.
Тем не менее, реформирование механизма потребует изменений конституции, для чего необходимо большинство в две трети голосов в парламенте, а до этого еще очень далеко.
Лидер ХДС Фридрих Мерц, которому проблемы правительства могут принести политические выгоды, продолжает утверждать, что Германия должна и дальше соблюдать механизм.
Этого же мнения придерживаются и фискальные ястребы - Свободные демократы (СвДП), входящие в коалицию с Социал-демократической партией Шольца и «Зелеными». Представитель правительства сказал в пятницу, что реформа пока не стоит на повестке дня.
МЕНЯЮТСЯ ВРЕМЕНА, МЕНЯЮТСЯ ПРАВИЛА?
Механизм, введенный правительством Ангелы Меркель после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, ограничивает структурный бюджетный дефицит Германии уровнем в 0,35% от валового внутреннего продукта.
Правительство может зайти за эту красную линию только в случае стихийного бедствия или исключительных чрезвычайных ситуаций, которые не зависят от государства и существенно влияют на его финансы. Такое исключение должно быть одобрено большинством голосов в Бундестаге.
Закон был введен для поддержания стабильности государственных финансов и предотвращения чрезмерного роста задолженности крупнейшей экономики Европы.
«Порог был введен, когда в Европе возникла проблема суверенного долга, и Берлин хотел показать пример, - сказал Карстен Бжески из ING. - Сейчас, в частности, перед Германией стоит проблема замедления роста и конкурентоспособности. Когда времена меняются, должен меняться и порог госдолга».
По его словам, соотношение долга Германии к ВВП чуть превышает 60%, в то время как во Франции, Италии и Испании этот показатель выше 100%.
Министр экономики Роберт Хабек, выступая в пятницу на конференции партии «Зеленых», поставил вопрос о целесообразности порога госдолга, введенного, когда защита климата не воспринималась всерьез, про войны никто не думал, а Китай считался дешевой рабочей силой для немецких производителей.
«С порогом госдолга в его нынешнем виде мы добровольно связали себе руки и выходим на боксерский поединок», - сказал он.
Предвыборная программа «Зеленых» предполагала реформу механизма, позволяющую увеличить объем инвестиций. В партии Шольца также все чаще выступают за реформу.
Оппозиционная Левая партия всегда была против лимита госдолга.
ИЗМЕНЕНИЯ, А НЕ ПЕРЕПИСЫВАНИЕ
Консервативные политики всё еще опасаются, что реформирование механизма будет способствовать фискальной расхлябанности в Германии, и, косвенно, во всей Европе. Чтобы избежать этого, они предлагают точечные решения.
Депутат Бундестага Родерих Кизеветтер предложил вместо того чтобы переписывать закон полностью, исключить из него все инвестиции в военную сферу и поддержку Украины.
Другие предлагают решения, не затрагивающие механизм, например, создание нового внебюджетного фонда, прописанного в конституции, наподобие спецфонда для модернизации вооруженных сил, созданного после начала спецоперации Москвы в Украине в 2022 году. Цель такого фонда - финансирование инвестиций.
По словам одного из членов руководства ХДС, этот вопрос может стать более актуальным для консерваторов уже к федеральным выборам 2025 года. Опросы показывают, что они имеют все шансы на победу, а значит, бюджетные проблемы правительства достанутся им.
Учитывая необходимость супербольшинства в парламенте для прохождения поправок, реформа порога госдолга станет проектом для другой, широкой коалиции традиционно крупнейших партий Германии - СДПГ и ХДС/ХСС, - подобной той, которая когда-то ввела закон в действие, считает Штефан Маршалл из Университета Дюссельдорфа.
«Любая реформа потребует сотрудничества, - сказал он. - Поэтому быстро проведести ее вряд ли возможно».
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Андреас Ринке и Сара Марш при участии Маттиаса Уильямса и Хольгера Хансена, перевел Томаш Каник. Редактор Анна Козлова)