ЛОНДОН/МАДРИД, 21 дек (Рейтер) - Экспортеры ищут альтернативные маршруты - воздушные, наземные и морские - для доставки ритейлерам игрушек, одежды и автозапчастей после того, как обстрелы судов в Красном море привели к сбоям в цепочках поставок по всему миру.
В результате нападений йеменских хуситов был нарушен ключевой торговый маршрут, связывающий Европу и Северную Америку с Азией через Суэцкий канал. Стоимость контейнерных перевозок резко возросла, в некоторых случаях более чем втрое, поскольку компании решили использовать другие, более длинные маршруты.
Если перебои затянутся, то больше всего пострадает сектор потребительских товаров, обеспечивающий поставки таким ведущим мировым ритейлерам, как Walmart и IKEA, говорится в исследовании S&P Global.
Алан Баер, генеральный директор OL USA, посоветовал своим клиентам - перевозчикам и логистическим компаниям - быть готовыми как минимум к 90 дням перебоев.
«Не помогает и то, что это праздничный период, - сказал Баер. - У нас будет временное затишье до 2 января, а потом все начнут суетиться».
Некоторые компании среагировали быстро и уже пытаются перейти на так называемые интермодальные перевозки, которые включают в себя два или более видов транспорта, говорит Ян Кляйне-Ластхус из немецкой компании Hellmann Worldwide Logistics.
Hellmann отмечает рост спроса на комбинированные воздушные и морские перевозки потребительских товаров, в частности одежды, электроники и техники. Такой вариант предусматривает доставку продукции морем в порт в Дубае, где ее затем перегружают на самолеты.
«Этот альтернативный маршрут позволит клиентам избежать опасной зоны в Красном море и длительного пути вокруг Африки», - сказал Кляйн-Ластхес агентству Рейтер.
Хотя компании, перевозящие срочные или критически важные грузы, могут выбрать авиаперевозки, стоимость такого транспорта высока и не подойдет всем, говорит Пол Брашир из ITS Logistics.
Перевозка товаров воздушным транспортом обходится примерно в 5-15 раз дороже, чем по морю, где тарифы на контейнерные перевозки всё еще низки по историческим меркам, отмечает Брайан Бурке, коммерческий директор SEKO Logistics.
Если время, необходимое для доставки товаров на прилавки, удвоится, всё больше компаний обратятся к авиации - особенно это касается такой дорогой продукции, как дизайнерская одежда и элитная электроника, сказал Борк, который уже получил запросы от клиентов.
КРУПНЫЙ ТОРГОВЫЙ МАРШРУТ
Около 35.000 судов ежегодно проходят через регион Красного моря, перевозя грузы между Европой, Ближним Востоком и Азией - это примерно 10% мирового ВВП, говорит Кори Рэнслем из Dryad Global.
Американские розничные сети, такие как Walmart, Target, Macy's и Nike, зависят от этого маршрута при доставке широкого ассортимента товаров - от хлопковых простыней и электрических зубных щеток из Индии до обуви из Китая и Шри-Ланки.
«Если такое положение дел продлится, вы увидите существенный подъем цен на топливо и товары в Европе из-за увеличения расходов на транспортировку вокруг Африки, что может добавить примерно 30 дней к транзиту в зависимости от порта назначения», - сказал Рэнслем.
Tailwind Shipping Lines, дочерняя компания немецкой сети супермаркетов Lidl, которая перевозит непродовольственные товары как для самой сети, так и сторонних клиентов, сообщила, что пока что выбирает морской путь вокруг Мыса Доброй Надежды, южной оконечности африканского континента.
«Наша цель - держаться как можно ближе к графику», - говорится в сообщении.
По словам источника Рейтер в испанской индустрии моды, судоходные компании говорят клиентам, что многое зависит от оперативной флотилии, возглавляемой США, и от того, сможет ли она остановить обстрелы и сделать маршрут снова безопасным.
Очень важно, чтобы европейские клиенты снова могли пользоваться Суэцким каналом для обеспечения поставок одежды из Азии, сказал источник.
Проблемы безопасности в Красном море осложняют и без того нелегкое положение сектора логистики, говорит Джеб Клулоу из юридической фирмы Reed Smith.
Из-за сильной засухи Панамский канал сократил количество проходов судов. Кроме того, необходимо успеть доставить грузы до закрытия фабрик к празднику лунного Нового года в Китае, который продлится с 10 по 17 февраля.
Тем временем владельцы крупных контейнеровозов начали взимать дополнительную плату за операции в Красном море.
В среду французская судоходная группа CMA CGM в уведомлении для клиентов объявила о введении платы в $1.575 за 20-футовый контейнер, $2.700 за 40-футовый контейнер и $3.000 за рефрижераторные контейнеры и специальное оборудование для грузов, следующих в порты Красного моря и из них.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Джонатан Сол и Хелен Рид в Лондоне, Корина Понс в Мадриде, Лиза Баертлейн в Лос-Анджелесе и Кэтрин Мастерс в Нью-Йорке, перевел Томаш Каник)