Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россию ждет дефицит СПГ-танкеров из-за санкций, что создает риски для проектов Новатэка -- аналитики

Оксана Кобзева, Владимир Солдаткин

МОСКВА, 22 дек (Рейтер) - Сделавшая ставку на развитие экспорта сжиженного природного газа Россия может столкнуться с удорожанием проектов и дефицитом танкеров ледового класса из-за санкций, что создает риски для будущих заводов Новатэка и может отсрочить начало полноценной отгрузки с Арктик СПГ-2, сказали Рейтер эксперты и источники в отрасли.

После ухода западных партнеров из проектов в России и запрета на ввоз импортного СПГ-оборудования власти снизили прогноз производства СПГ к 2035 году до 80-120 миллионов тонн с прежних 140 миллионов тонн. РФ пока рассчитывает выйти на уровень 100 миллионов тонн к 2030 году при порядка 33 миллионов тонн в 2022 году. Однако удорожание проектов и логистики снижают шансы на достижение этой планки, подтачивая конкурентоспособность российского СПГ.

Накануне стало известно, что крупнейший в РФ производитель сжиженного природного газа Новатэк направил клиентам уведомление о форс-мажоре относительно будущих поставок СПГ с проекта Арктик СПГ-2.

В 2023 году санкционное давление усилилось: США ввели санкции против Арктик СПГ-2, его подрядчиков, компаний, участвующих в работе будущих перевалочных хабов в Мурманске и на Камчатке, судов - плавучих хранилищ, а ЕС выстроили основу для введения эмбарго на бронирование мощностей терминалов для российского СПГ.

На европейский рынок уходит более половины экспорта российского СПГ, практически весь этот объем производится на проектах Новатэка - Ямал СПГ и Криогаз-Высоцк.

Закрытие европейского рынка для российского СПГ может быть болезненно для России из-за невозможности быстро перенастроить логистику поставок, которая станет дороже и будет упираться в нехватку СПГ-танкеров арктического класса, говорят эксперты.

«Выстроить логистику поставки в Китай или Юго-Восточную Азию даже с учетом реализации всех наших оптимистичных планов по Севморпути - это все равно реально за 2030 годом», - сказал зампред, главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач на газовом форуме в Москве.

«Думаю, что вопросы не только ледоколов, но и газовозов ледокольного класса, их пока нет. И логистика через Суэцкий канал или вокруг Африки, она все равно дико дорогая, и потребуется много затрат и времени».

ТАНКЕРОВ НЕТ

Власти США открыто говорят, что санкции направлены против российского СПГ - у них есть прямой экономический интерес, и давление будет только усиливаться, полагают аналитики.

«Если ЕС реализует планы (запрет на бронирование мощностей терминалов), это создаст очень серьезные проблемы с логистикой для российских заводов - и для действующих, и для новых», - сказал директор по исследованиям и развитию Фонда Институт энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

«И здесь не только проблема поиска новых рынков сбыта, но и проблема в том, что длительность рейсов с СПГ-заводов увеличится в несколько раз, условно от Сабетты до Зебрюгге где-то 9-13 суток, оттуда же - до Индии или Китая - в районе 30 суток в среднем, иногда - до 40 суток».

Это означает, что эффективность использования флота газовозов снизится, их нужно будет больше, а тут Россия уже столкнулась с существенным санкционным давлением, в том числе с нежеланием южнокорейских верфей выполнять российские заказы - это 80% всех газовозов, которые строятся для РФ, добавил он.

Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, которого цитировал Интерфакс, говорил, что для Арктик СПГ-2 должно быть построено 15 газовозов арктического класса, еще, порядка 40 понадобится для обеспечения реализации проектов Арктик СПГ-1 и Арктик СПГ-3, и порядка 20 танкеров - для СПГ-завода Газпрома в Усть-Луге.

Новатэк рассчитывал в 2023 году получить два газовоза Arc7 для Арктик СПГ-2 и еще 9 газовозов - в 2024 году, говорил в сентябре Интерфаксу зампред правления компании Евгений Амбросов.

Отгрузки с первой очереди мощностью 6,6 миллиона тонн были намечены на середину января, говорил он.

Источник в отрасли сказал Рейтер, что его компания ориентирует клиентов на сроки полноценного запуска коммерческих отгрузок с Арктик СПГ-2 только во втором квартале 2024 года.

По данным газеты Коммерсант, 21 декабря Арктик СПГ-2 запустил пусконаладочные работы, приступив к производству первого СПГ, их завершение ожидается в ближайшие недели, а старт коммерческих отгрузок намечен на начало 2024 года.

СПГ-танкеры для проекта строит судоверфь Звезда, которая совместно управляется Роснефтью, Роснефтегазом и Газпромбанком. Из публичных данных известно, что пока только три танкера в серии судов для Арктик СПГ-2 были спущены на воду - Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте. Системы отслеживания судов не показывают их местонахождение на данный момент.

Совкомфлот говорил о задержке на год сроков строительства газовозов для Арктик СПГ-2 и начале поставок только в 2024 году.

Еще шесть танкеров должна была построить южнокорейская верфь Hanwha Ocean (прежнее название Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering). Заказ трех из них - для Совкомфлота - был отменен из-за санкций, нарушивших прохождение платежей, сообщала компания. Еще три заказа - для японской Mitsui OSK - пока выполняются, сказал источник, знакомый с ситуацией.

Минтранс РФ, Новатэк, судоверфь Звезда, Совкомфлот пока не ответили на запрос Рейтер. Получить комментарий Hanwha Ocean также пока не удалось.

(С участием Глеба Столярова и Ли Джойс. Редактор Дмитрий Антонов)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку