(Повтор сообщения от 21 дек)
СИНГАПУР, 21 дек (Рейтер) - Приближается 2024 год, и аналитики, ждавшие рецессии в США в течение двух лет, теперь говорят, что ее, по-видимому, не будет. Однако все остальные, от компаний до инвесторов, по-прежнему прогнозируют замедление темпов роста из-за вялого потребительского спроса.
Диссонанс между традиционно «бычьими» аналитиками инвестиционных банков и более осторожными управляющими фондами - дело не новое. На этот раз разница заключается в том, что некоторые крупнейшие корпорации, излагая свои планы на следующий год, проявляют значительно больше осторожности.
Управляющие капиталом не сомневаются в том, кому из них стоит доверять. По их словам, аналитики, работающие на стороне продавцов - после нескольких месяцев ошибочных прогнозов - слишком оптимистично оценивают перспективы роста, снижение ставок ФРС и восстановление потребления.
«Стоит несколько скептически относиться к некоторым прогнозам, сделанным продавцами, - сказал Патрик Макдоноу из PGIM Quantitative Solutions. - Я бы предпочел придерживаться мнения компаний».
Согласно консенсус-прогнозу крупнейших банков, включая Goldman Sachs, Morgan Stanley, UBS и Barclays, в 2024 году высокие процентные ставки, дорогая нефть и застопорившийся Китай будут сдерживать рост мировой экономики, но вероятность рецессии невелика. Год назад рецессию в США предрекали многие банки.
Между тем бизнесмены сейчас высказываются более мрачно, чем в преддверии 2023 года.
Анализ 150 корпоративных конференций по следам публикации квартальной отчетности, проведенный в ноябре Deutsche Bank, показал, что компании в целом характеризуют спрос как несколько слабый, но не тревожно низкий. Предприятия продолжают сокращать запасы, адаптируясь к вялому спросу на товары.
По словам экономистов Deutsche Bank, для описания спроса компании использовали такие слова, как «мягкий», «вялый», «медленный», «недостаточный», «неровный», «приглушенный», «сдержанный», «проблемный», «слабый», «под давлением» и «неравномерный».
Walmart сообщила в декабре, что, хотя ее удивила стойкость потребителей перед лицом роста цен на протяжении этого года, всё-таки она замечает, что их поведение меняется и становится более осмотрительным.
Финансовый директор Walmart Джон Дэвид Рейни сказал на конференции Morgan Stanley, посвященной потребительскому сектору и розничной торговле, что компания не хочет бить тревогу, но нынешняя осторожность безусловно отличается от того, что наблюдалось в первые три квартала 2023-го.
Во время недавней квартальной презентации результатов представитель сети дисконтных магазинов Dollar General сказал, что валовая прибыль ритейлера сократилась, затраты на выплату процентов выросли и что, по его мнению, покупатели будут и дальше ограничивать расходы по мере наступления 2024 года, особенно на товары не первой необходимости.
Procter & Gamble подала более оптимистичный сигнал. Финансовый директор гиганта Андре Шультен недавно сказал, что в минувшем квартале компании удалось нарастить долю в объеме и капитализации американского рынка, отметив, что потребление остается сильным.
Такая нестыковка ничуть не тревожит управляющих фондами. Им важнее узнать, удастся ли Федрезерву избежать рецессии и при этом сдержать инфляцию, не навредив потребителям.
Декабрьский прогноз ФРС показал, что регулятор признает необходимость равновесия и что чиновники ощущают риск чрезмерного ужесточения денежно-кредитной политики и более сильного замедления экономики, чем необходимо.
Некоторые компании уже чувствуют это замедление.
«Потребительский сектор начинает понемногу сбавлять обороты, и компании, ориентированные на потребителя, а это на данный момент почти все крупные концерны, уже заговорили об этом», - сказал Макдоноу, компания которого - глобальный управляющий активами PGIM - имеет активы в $1,27 триллиона.
Расходы потребителей действительно снижаются, показывают опросы Института управления поставками (ISM). Согласно ноябрьскому исследованию Conference Board, около двух третей потребителей по-прежнему считают рецессию в некоторой степени или очень вероятной в течение следующего года.
РЕЦЕССИЯ ВСЁ БЛИЖЕ?
На протяжении последних двух лет макроэкономическим аналитикам было нелегко примирить драйверы постпандемийного отскока и триллионы долларов стимулов, влитых в мировые рынки, с «ястребиным» нарративом центробанков.
Ряд индикаторов - от опросов производителей до инверсии кривой доходности в США и масштабного плана бюджетных расходов - свидетельствовали о замедлении экономики либо даже спада.
Проводившиеся с 2022 года и до середины 2023 года опросы Рейтер постоянно показывали, что медианная вероятность рецессии в США в течение года превышает 60%. Сейчас этот показатель опустился ближе к 45%.
«Если честно, это был сложный год, - сказал Крис Рэндс из Nikko Asset Management. - Если вернуться к историческим прецедентам, то, например, исходя из основных американских индикаторов, рецессия в США должна была начаться еще 12 месяцев назад».
«Но если бы вы приводили этот аргумент в течение 12 месяцев, то, скорее всего, вы бы опозорились».
Крупные банки прогнозировали замедление мировой экономики в 2023 году и вероятную рецессию в США. Даже согласно самым «бычьим» прогнозам индекс S&P 500 в 2023 году должен был прибавить примерно 9%. К настоящему времени он поднялся уже на 21%.
В 2022 году аналитики крупных банков ожидали, что рост экономики замедлится, но акции продолжат дорожать. По итогам того года S&P 500 упал на 19%.
Прогнозы на 2024 год более консервативны и содержат множество оговорок. Даже наиболее «бычьи» прогнозы предполагают подъем американского фондового рынка на однозначное число процентов.
«Компании разговаривают со своими банкирами, экономистами, консультантами и так далее. И все они рисуют одну и ту же картину - замедление роста», - говорит Параг Тэтте из Deutsche Bank.
«Они предпочитают не спешить и действуют осторожно, что вполне логично. И если подъем ускорится, они отреагируют соответствующим образом».
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Рэй Ви, графика Сарупьи Гангули, перевел Томаш Каник)