Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Сердце потребителя растаяло». Российский автомобильный рынок стал китайским

Большой, эффектный, похож на несколько премиальных моделей сразу, в кредит и с гарантией — ну как тут устоять, когда выбора нет
Большой, эффектный, похож на несколько премиальных моделей сразу, в кредит и с гарантией — ну как тут устоять, когда выбора нет Сергей Булкин / NEWS.ru / TACC

Российский автомобильный рынок в этом году стал китайским. Доля китайских брендов в продажах достигла 60%, они доминируют в топ-10 самых популярных моделей и марок.

«Большой? — Большой! Эффектный? — Эффектный! В кредит и с гарантией? — Да. А еще похож на несколько премиальных моделей сразу. И все, сердце потребителя растаяло», — объясняет растущую популярность китайских иномарок в России топ-менеджер крупной дилерской сети. Да и как ему не растаять, если производители из других стран после начала войны ушли из России: прекратили поставки и остановили заводы. Результат не заставил ждать.

В десятке самых продаваемых в России новых автомобилей в конце этого года уже восемь брендов из Китая. Или даже девять — смотря как учитывать Moskvich: он производится в Москве и считается российским, но под этим названием с конвейера сходят копии китайских кроссоверов JAC JS.

Каждый из тройки лидирующих по продажам китайских брендов — Haval, Geely и Chery — продает более 10 000 машин в месяц. Так что соперничать с китайцами в состоянии только АвтоВАЗ, способный производить и продавать за месяц более 30 000 Lada. Да и то с трудом: без господдержки конкурировать с ними нереально, признал недавно президент АвтоВАЗа Максим Соколов.

Неудивительно, что доля «китайцев» вплотную приблизилась к 60% от общего объема продаж. Почти все остальное — у продукции тольяттинского завода, на долю всех других марок остается всего лишь 10%. Несмотря на протекционизм российских властей, старающихся поддержать Lada и возобновить работу многочисленных автозаводов, простаивающих после ухода международных автоконцернов, китайцы свою долю удержат, единодушны опрошенные The Moscow Times эксперты.

Темпы экспансии впечатляют: если в 2021 году в России продавалось 52 модели 14 китайских брендов, то в конце 2023 г. — 252 модели 51 производителя, подсчитал «Автостат». У них уже более 2000 дилеров. И это Россия только начинает знакомиться с многообразием китайского автопрома: работой в России интересуются 250 автопроизводителей, уверяет председатель Союза китайских предпринимателей Ли Фэн. Если оценить все заявленные планы китайских автоконцернов, то в следующем году в России может появиться еще как минимум 1000 дилерских центров с китайскими марками, считает он. Оценить количество моделей он не берется — многое будет зависеть от политики российских властей, нацеленных на локализацию производства, а не на импорт.

Поток китайских автомобилей изменил российских рынок. Одно из самых очевидных новшеств в том, что россияне, всегда любившие кроссоверы, теперь покупают почти исключительно такие автомобили. Все участники топ-10 самых продаваемых китайских моделей — городские кроссоверы. По данным «Автостата», к концу года почти 70% продаваемых в стране новых автомобилей — это кроссоверы. Седаны в Россию сейчас почти не поступают, что заставило пересесть на кроссоверы даже таксистов и каршеринги.

Дело в том, что седаны дешевле, а ввозить в Россию дешевые автомобили менее выгодно — особенно после резкого повышения утилизационного сбора с августа. Если добавить к этому инфляцию, падения курса рубля, то ясно, почему китайские автомобили весьма дороги. Самые бюджетные китайские марки с учетом всех расходов в России будут стоить дороже 2 млн руб. Ассоциация «Российские автодилеры» подсчитала, как растет цена автомобиля заводской стоимостью в Китае менее 1 млн руб. (около $11 000).

💰 Доставка каждого автомобиля обходится примерно в 300 000 руб.

💰 Сборы — более 600 000 руб., из них минимум 305 000 — утилизационный сбор (а есть еще импортные пошлины и др.).

💰 Маржа дилера и дистрибутора: чтобы не работать в убыток, обоим желательно получить с каждого автомобиля минимум по 150 000 руб.

Вот и получается, что самый бюджетный автомобиль, купленный в Китае за 1 млн руб., в России будет стоить 2,2 млн. Выгоднее везти автомобиль «побогаче», в цене которого эти прибавки менее ощутимы. В топ-10 самых продаваемых китайских марок лишь на три цены стартуют с отметки существенно ниже 3 млн руб.

Так что, хотя сейчас острый дефицит машин в России сменился конкуренцией между продавцами, предпосылок для заметного снижения цен не видно, считает гендиректор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Вместо этого китайские производители готовы предлагать программы по субсидированию ставки автокредита (они уже есть у всех крупнейших игроков) и многолетней гарантии.

Китайские производители с готовностью осваивают премиальный сегмент рынка, полностью оставленный международными брендами. Так, китайский производитель лимузинов для лидеров компартии Hongqi (произносится как «Хунцы», а переводится как «красное знамя»), поставляющий в Россию самые дорогие машины (максимальная цена 19 млн руб.), намерен увеличить продажи с 3300 автомобилей в этом году до 12 000 в следующем. Похожие планы у производителя гибридов и электромобилей Voyah со средней ценой 8 млн руб. — по итогам года он стал лидером в премиальном сегменте, продав в России около 4000 кроссоверов и роскошных минивэнов. Владелец Voyah, один из старейших и крупнейших автопроизводителей Китая Dongfeng, на российском рынке решил делать ставку именно на дорогие автомобили.

В следующем году часть китайских автомобилей станут российскими, как Moskvich: некоторые производители собираются организовать здесь свое производство. Чиновники особенно ждут, когда в России начнут собираться премиальные модели. Им надо ездить на отечественных автмомобилях, но Aurus для большинства из них дороговат, а пересаживаться на Lada они не готовы.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку