Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Турецкий газовый хаб – очередной кремлевский миф

В штаб-квартире «Газпрома» никак не дождутся делегацию турецкой компании Botas, которая обещала приехать для обсуждения «дорожной карты» совместных действий по созданию газового хаба на территории Турции. Сначала переговоры намечалось провести до конца 2023 года, потом — до конца января... А турки все не едут и не едут.
На фоне Реджепа Тайипа Эрдогана (впереди) Владимир Путин (сзади) смотрится бледно kremlin.ru

Да если и приедут наконец, то результатов ждать не стоит. Как говорят не под запись газпромовцы, дело опять ограничится заверениями в наилучших чувствах и обещаниями «проработать вопрос». Иными словами — ничем.

Проект — деньги — распил

Турецкий газовый хаб относится к проектам, порождённым начальственными идеями (или идеями, подсунутыми начальству корыстными слугами). Пусть идея и бредовая, но чиновники горячо её приветствуют и муссируют в СМИ — и не только для того, чтобы начальство заметило и поощрило старательных подчинённых, но и в шкурных интересах. Под разработку, доработку и продвижение таких проектов выделяются бюджеты, формируются рабочие группы, идёт обмен делегациями, и на каждом их этих шагов участники процесса становятся пусть немного, но богаче. Распил, откат — схема привычная.

За четверть века работы с российскими нефтегазовыми проектами такое случалось неоднократно. Знакомые чиновники просили придумать какой-нибудь совершенно бесперспективный, но красиво звучащий проект для предложения боссам, на котором можно заработать и прибавку к жалованью, и продвижение по службе. Главное — чтобы разработка, доработка, согласование и продвижение проекта тянулись как можно дольше. 

В качестве примеров заведомо провальных, но красиво оформленных и лакомых проектов мои собеседники называли бредовую идею строительства судоходного канала из Каспия через Иран в Персидский залив, газопровод из России в Индию, газопровод через Северную Корею в Южную и так далее. Понятно, что туфта, но начальству не реализм и не перспективы коммерческой рентабельности нужны, а понты и показуха.

Одним из таких проектов, который от затеи до провала тянулся больше пяти лет, был Трансбалканский нефтепровод от болгарского порта Бургас до греческого Александруполиса. Затеяла его в первые годы этого века компания «Транснефть», которую тогда возглавлял Семён Вайншток, а всемерную поддержку оказали чиновники в Минэнерго. Начальству объявили, что новая трасса позволит российской нефти попадать из Чёрного моря в Средиземное минуя Босфор и Дарданеллы. В геополитическом отношении было задумано оставить Турцию с носом и укрепить позиции России в Болгарии и Греции. Коммерческим доводом в пользу проекта стала идея сократить время ожидания в очереди судов, ожидающих разрешения на проход турецких проливов.  

В начале 2007 года в России учредили ООО «Трубопроводный консорциум „Бургас — Александруполис“» во главе с советником Вайнштока Дмитрием Евстратовым, а в марте того же года Россия, Болгария и Греция даже подписали межправительственное соглашение о строительстве этого нефтепровода.

Однако нашлись в России и трезвые головы, понимавшие суть начальственной затеи. Друзья в Минэнерго показали мне ответы руководителей российских нефтяных гигантов на просьбу правительства присоединиться к консорциуму. Это были вежливые отказы, а в письме генерального директора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова вежливости не было и в помине. Он прямо написал: пока вы не покажете мне расчёты коммерческой выгоды от замены Босфора на такую трубу, на участие моей компании в проекте не рассчитывайте. 

Профессионалы сразу поняли, какой вред сулил им проект. Выгоду от нефтепровода Бургас — Александруполис получали в итоге Казахстан и Азербайджан, которые часть своей нефти экспортировали через Чёрное море. Для них сокращалось время ожидания в очереди у Босфора, поскольку российские экспортёры должны были бы тратить время и деньги на перевалку своей нефти из танкеров в трубу в Бургасе, платить за транспортировку по трубе, а потом за перевалку из трубы в другие танкеры в греческом порту. Глупость? Для российских экспортёров глупость, и вредная, но для чиновников, паразитирующих на дурацких «геополитических» понтах Кремля — идеальный источник наживы.

В конце концов в консорциум по приказу из Кремля вступили только государственные «Роснефть» и «Газпром нефть», а остальные нефтяники послали идею куда подальше. А к концу 2011 года проект похоронили болгары, оценившие его провальную экономику.

Выборы со скидкой

Турецкий хаб изначально был затеей Путина, который — к вящему изумлению турецкой стороны — огласил план его создания в декабре 2014 года, когда ему сообщили о провале другого проекта — «Южного потока». Раздосадованный неудачей президент заявил, что «Газпром» доведёт свои трубы через Турцию до болгарской границы, устроит там хаб, и пусть капризные европейцы сами решают, покупать ли оттуда российский газ. Та ещё идея! 

В Еврокомиссии прокомментировали эту схему следующим образом: Евросоюзу не нужен газовый хаб за пределами Евросоюза, поскольку там такую торговую площадку невозможно ни контролировать, ни регулировать в соответствии с европейскими законами и нормами.  

К провалившейся идее хаба Путин вернулся в октябре 2022 года с подачи турецкого президента. Реджеп Тайип Эрдоган готовился к президентским выборам, намечавшимся на май 2023 года, и в рамках предвыборной кампании нуждался в демонстрации успехов. Поддержку идеи хаба он обусловил согласием Владимира Путина на новую огромную скидку в цене российских поставок газа и на отсрочку платы за этот газ до 2024 года. Он получил, что хотел, и выиграл.

И теперь проект хаба турки могут мурыжить до бесконечности, тем более что в Европе затея с дополнительными поставками газа из России через Турцию популярностью не пользуется. Трудно сказать, сколько ещё чиновники будут обмениваться делегациями, меморандумами о взаимопонимании и «дорожными картами» бессмысленной затеи Кремля. Хаба в Турции для «Газпрома» не будет.

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку