Белорусские военные получили право применять оружие против граждан. Соответствующие изменения внес в Устав внутренней службы Вооруженных сил Республики Беларусь президент Александр Лукашенко.
В частности, глава государства распорядился изменить 11-ю статью документа. В ее новой редакции говорится, что при выполнении возложенных на них задач военнослужащие имеют право «использовать оружие с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя».
Этому должно предшествовать «четко выраженное и очевидное» предупреждение о намерении применить оружие. Также нарушителю обязаны предоставить время, достаточное для выполнения озвученных требований, за исключением случаев, когда промедление создает опасность для жизни самих военных или других граждан либо может повлечь «иные тяжкие последствия».
«О ранении или смерти гражданина» в результате применения оружия незамедлительно уведомляется соответствующий прокурор, а также орган предварительного следствия. При этом военнослужащие не будут нести ответственность за причиненный «вред», если они действовали «в соответствии с требованиями общевоинских уставов».
Ранее в 11-й статье говорилось, что «применение военнослужащими физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники с превышением полномочий влечет ответственность, установленную законодательными актами».
Мониторинговая группа «Беларускі Гаюн» напоминает, что за последние годы подконтрольные Лукашенко военные и силовики неоднократно применяли оружие против собственных граждан, что приводило к тяжким телесным повреждениям, а иногда и к смерти.
Так, в 2020 году в Бресте выстрелом в затылок был убит участник протестов Геннадий Шутов. Как выяснилось, табельное оружие против активиста применил капитан 5-й отдельной бригады специального назначения Роман Гаврилов. А его напарник Арсений Галицын стрелял в другого протестующего — Александра Кордюкова, которому удалось скрыться.
При этом суд признал военнослужащих потерпевшими, обвинив скончавшегося Шутова в сопротивлении сотрудникам органов внутренних дел. В ходе процесса было заявлено, что Гаврилов и Галицын, которые не состоят в МВД, помогали милиции. В свою очередь, Кордюкова приговорили к десяти годам колонии усиленного режима за «покушение на убийство лица в связи с осуществлением им служебной деятельности».