ПЕКИН, 6 мар (Рейтер) - Видение главы Госсовета КНР Ли Цяна относительно развития страны содержит внутреннее противоречие: его посыл о преобразовании экономической модели может оказаться несовместимым с поддержанием темпов роста в Китае на стабильном уровне около 5%.
В первом после занятия должности премьера рабочем отчете перед Всекитайским народным собранием во вторник Ли пообещал увеличить внутреннее потребление, одновременно ограничивая избыток промышленных мощностей, долговые риски местных органов власти и поддерживая только оправданные проекты в сфере недвижимости.
Эти обещания сами по себе приятно слышать тем, кто давно призывает Пекин исправить глубокий структурный дисбаланс в экономике, который характеризуется высокой зависимостью от стимулируемых долгом инвестиций и сверхнизкими расходами домохозяйств.
Однако муниципальные долги, набранные для реализации инфраструктурных проектов, избыток недвижимости и инвестиции в промышленность были одними из столпов экономического подъема Китая. Их сокращение означает согласие на снижение темпов роста, в том числе в краткосрочной перспективе, говорят аналитики.
«Это противоречие в сочетании с недосказанностью, - сказала Алисия Гарсия Эрреро из Natixis. - Они не объясняют, как собираются трансформировать экономику».
Китай уже проходил через это: в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин представил ряд амбициозных планов экономических и социальных реформ в рамках программы из 60 пунктов, в которой была нарисована картина долгосрочного будущего со свободными рынками и роста, стимулируемого через потребление.
Однако с тех пор власти Китая ужесточили контроль над капиталом и рынком, а также вдвое увеличили государственные инвестиции.
Приглушенная реакция рынка на обещания Ли во вторник контрастирует с ралли 2013 года, которое последовало за программой реформ Си. Инвесторы и потребители теперь скептически относятся к планам и возможности их осуществления, что может усугубить кризис доверия внутри Китая и за рубежом.
«Настроения домохозяйств и бизнеса, скорее всего, останутся плохими», - отметил Макс Зенглейн из MERICS, говоря о влиянии доклада Ли.
«Общество, возможно, устало от обещаний, оно едва ли верит в предложенный руководством путь».
Многие из планов 2013 года противоречили императиву стабильности, который глава правительства также подчеркнул в своем докладе.
В 2015 году Китай пережил волну оттока капитала, открыв для себя силу рынков, в том числе разрушительную.
В 2017 году либерализация правил проживания, принятых в эпоху Мао Цзэдуна, привела к серьезному фиаско: власти крупных городов развернули кампанию против притока «низкосортного» населения, говоря об угрозе социальной стабильности.
По мере того, как переход к росту, основанному на потреблении и рыночных отношениях, сходил на нет и нависла угроза резкого замедления, Пекин начал делать ставку на рынок недвижимости и инфраструктурные расходы, чтобы достичь целевых показателей роста.
Когда в 2021 году «пузырь» на рынке недвижимости лопнул, доходы местных органов власти от застройки резко упали, в результате чего уровень долга правительств во многих городах стал непосильным.
Некоторые меры, предпринятые обремененными долгом городами, показывают, как сложно переключить механизмы роста: сокращение зарплаты госслужащих и повышение штрафов на малый бизнес в качестве источника доходов местной казны идет вразрез с задачей стимулирования потребления.
Однако для стимулирования роста доходов домохозяйств в условиях снижения прибыли необходимо изымать средства из других секторов муниципальной экономики, где самые богатые игроки - это государственные компании и их подрядчики.
«Перераспределение ресурсов в пользу домохозяйств означает отток денег из сферы ключевых интересов», - сказал Джо Пейсел из Trivium China.
МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ
Китайское руководство объявило во вторник о конкретных планах, направленных на увеличение потребления.
Чиновники повысят пенсии крестьян на 20 юаней ($2,78) в месяц до 103 юаней. Они также планируют сократить стоимость ухода за детьми и улучшить социальную помощь пожилым людям в рамках «проактивной национальной стратегии в ответ на старение населения».
Ли объявил о новой модели развития отрасли недвижимости, ориентированной на субсидируемое государством жилье для людей с низкими доходами.
Некоторые аналитики также ожидают, что Китай объявит о субсидиях домохозяйствам на обновление бытовой техники - такая разовая мера позволит реализовать некоторые планы расходов.
Кроме того, Ли сделал акцент на дальнейшем упрощении правил регистрации в городах. Мера позволит большему числу рабочих-мигрантов получить доступ к основным государственным услугам.
По мнению некоторых аналитиков, попытка дать экономике краткосрочный толчок не лишена смысла, если она создаст больше пространства для структурных изменений в дальнейшем.
УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛГА
Это равновесие, вероятно, означает, что китайский госдолг, который сейчас примерно в три раза превышает объем ВВП, еще вырастет, чтобы Пекин мог профинансировать инвестиции в высокотехнологичные отрасли, а также взять под контроль темпы спада в сфере недвижимости и реструктуризацию муниципальных обязательств.
Долг центрального правительства Китая составляет 23,8% национального объема производства, согласно данным Международного валютного фонда. Для сравнения, долг местных органов власти и их финансовых структур достигает около 80% ВВП.
В рамках отчета Ли Цян сказал, что центральное правительство выпустит в 2024 году специальные облигации со сверхдлинными сроками погашения на 1 триллион юаней. Аналитики считают, что решение свидетельствует о готовности Пекина взять на себя большую долю бремени для достижения целевых показателей роста.
Хуан Ортс из Fathom Consulting прогнозирует, что Китай может оказаться в ситуации стагнации, подобной японской, и отмечает, что увеличение госдолга не станет долгосрочным решением.
($1 = 7,1993 китайского юаня)
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Джо Кэш, Эллен Чжан и Кевин Яо)