Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Теневой флот заправляется высокосернистым бункерным топливом вопреки нормам экологии

Джонатан Саул

ЛОНДОН, 29 мая (Рейтер) - Растущий флот танкеров, перевозящих попавшую под санкции российскую, иранскую и венесуэльскую нефть, заправляется дешёвым «грязным» топливом, препятствуя международным усилиям по использованию экологичного судового топлива для сокращения вредных выбросов, показали данные статистики и источников.

Мировая отрасль морских перевозок нацелена на применение высококачественного топлива для сокращения выбросов углерода и диоксида серы, а также других загрязняющих веществ.

Теневой флот, который работает вне западной системы страхования и перевозит нефть и нефтепродукты, ограниченные западными санкциями, представляет собой проблему, поскольку у таких судов мало стимулов следовать экологическим стандартам.

«Вы видите все больше судов, которые нашли способы обойти санкции, действуя за пределами западной юрисдикции», — сказала Мишель Визе Бокманн, главный аналитик группы морских данных Lloyd's List Intelligence.

Lloyd's List Intelligence подсчитал, что теневой флот вырос примерно до 630 танкеров с 530 год назад, что составляет 14,5% от общего мирового танкерного флота, в то время как до 2022 года теневой флот насчитывал около 280-300 судов. По другим отраслевым оценкам, число таких судов сейчас может превышать 800.

Чтобы снизить выбросы большинство судов в мире переходит на дизтопливо с низким содержанием серы вместо высокосернистого мазута, который использовался десятилетиями. Это изменение вступило в силу в 2020 году в соответствии с морской конвенцией - IMO (International Marine Organization).

Обеспечение соблюдения этих правил зависит от прибрежных стран, которые могут взимать штрафы или задерживать суда за несоблюдение конвенции.

Согласно IMO, суда могут сжигать топливо с высоким содержанием серы только в том случае, если они оснащены системами очистки выхлопных газов (скрубберами).

Однако теневой флот предпочитает более дешевое высокосернистое бункерное топливо. По словам источников, контроль над тем, какое топливо они используют, практически не осуществляется, если их не останавливают в портах для обеспечения соблюдения правил.

Согласно анализу Рейтер, основанному на данных портовых правоохранительных органов, за первые пять месяцев 2024 года портовые власти в Европе и Азии задержали не менее 10 судов за нарушения, связанные с конвенцией VI приложения MARPOL, против шести за тот же период прошлого года и пяти за весь 2022 год. Из 10 задержанных танкеров девять ранее заходили в Россию.

В апреле IMO призвала страны усилить проверки и ужесточить штрафы за любые нарушения, обнаруженные на судах.

Между тем сейчас трудно оценить степень несоблюдения требований IMO 2020 среди теневого флота.

«На многих 'теневых' судах нет скрубберов, но они покупают мазут с высоким содержанием серы, когда находятся в России, и сжигают его даже без скрубберов. Таким образом, они нарушают лимит серы», — сказал один из источников в отрасли.

В Минтрансе РФ не ответили на запрос Рейтер о комментарии.

ПОСТАВКИ РОССИЙСКОГО И ИРАНСКОГО ТОПЛИВА

Россия и ее партнеры по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) объявили в конце прошлого года, что продолжат использовать высокосернистое топливо до конца 2026 года, чтобы обеспечить стабильные поставки в отдаленные регионы.

В ЕАЭС входят Россия, Казахстан, Киргизия, Армения и Белоруссия.

Это решение означает, что суда по-прежнему могут заправляться топливом с высоким содержанием серы в портах, обслуживающих эти страны, отмечают источники в отрасли.

В ходе одной из таких операций танкер Casinova загрузил партию высокосернистого бункерного топлива в иранском порту Бандар-Имам-Хомейни, рассказала Клэр Юнгман, руководитель аппарата американской правозащитной группы United Against Nuclear Iran, которая отслеживает движение танкеров, связанных с Ираном, с помощью спутниковых данных.

Позднее Casinova перегрузил часть топлива на меньшие суда, ожидающие в районе якорной стоянки Басра на юге Ирака, добавила Юнгман.

Связаться с владельцем судна, базирующимся в Либерии, компанией Le Monde Marine Services, для получения комментариев не удалось.

Судовая страховая компания Casinova West P&I заявила, что проводит расследование в отношении судна после того, как агентство Рейтер запросило комментарий.

Компания по сертификации судов ABS, которая обеспечивала безопасность Casinova, также расследовала его деятельность, сообщил представитель компании.

«ABS очень серьезно относится к каждому обвинению и теме санкций, - сказал он. - Мы по-прежнему привержены соблюдению режимов санкций США и ООН, а также всех других применимых законов».

Оригинал сообщения доступен по ссылке.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку