МОСКВА, 25 июн (Рейтер) - Индия и Китай в мае 2024 года были основными направлениями для экспорта мазута и вакуумного газойля (ВГО) из российских портов, показали данные трейдеров и LSEG.
Полный запрет на поставки нефтепродуктов из РФ в страны ЕС вступил в силу в феврале 2023 года, но часть российского топлива оказалась под эмбарго еще в августе 2022-го, и трейдеры были вынуждены перенаправить мазут и ВГО в Азию, в том числе на рейдовые перевалки «борт-в-борт» (STS, ship-to-ship).
В мае 2024 года Россия отгрузила в направлении Индии около 0,7 миллиона тонн темных нефтепродуктов после 0,62 миллиона тонн в предыдущем месяце, по данным LSEG.
В Китай из портов РФ в обзорный период было направлено около 0,52 миллиона тонн мазута после 0,45 миллиона тонн в апреле.
Китай и Индия покупают российский прямогонный мазут и ВГО для переработки, частично заменяя более дорогую нефть Urals.
Отгрузки темных нефтепродуктов из РФ в Саудовскую Аравию в прошлом месяце возросли вдвое к апрелю до 430.000 тонн. По словам участников рынка, топливо закупается для нужд энергогенерации в жаркий летний сезон.
В то же время поставки мазута из РФ на терминал египетского порта Айн-Сохна, используемый для хранения и блендинга топлива, в мае упали до 200.000 тонн против почти 500.000 тонн в предыдущем месяце.
В мае отгрузки российского мазута и ВГО в Малайзию выросли до 320.000 тонн со 190.000 тонн месяцем ранее, около 90.000 тонн топлива было направлено в Фуджейру против 260.000 тонн в апреле.
Порядка 450.000 тонн топлива из портов РФ поставлено в прошлом месяце для STS-перевалки на рейдовые стоянки вблизи Греции и Мальты, по данным LSEG.
Основная часть этих нефтепродуктов перегружается на крупнотоннажные суда и направляется в страны Азии, говорят участники рынка.
Поставки российского мазута и ВГО в Сенегал выросли в мае до 160.000 тонн со 100.000 тонн месяцем ранее.
В целом за май экспорт мазута и ВГО из портов РФ вырос на 12% к предыдущему месяцу до около 4,0 миллионов тонн на фоне завершения основной части ремонтов на НПЗ РФ.
При этом 10 танкеров с мазутом общим объемом около 370.000 тонн выбрали на пути в Азию обходной маршрут вокруг Мыса Доброй Надежды вместо более короткого через Суэцкий канал.
В декабре прошлого года судовладельцы начали перестраивать привычные маршруты, отправляя суда вокруг Африки вместо транзита через Красное море из-за атак йеменских хуситов.