Обещания Центробанка вернуть инфляцию к целевым 4% не убеждают россиян. Ощущаемая людьми инфляция и ожидания на год вперед выросли, показал очередной опрос «инФОМ» (он проводился 1-13 августа).
Инфляционные ожидания населения за месяц выросли с 12,4% до 12,9%, а наблюдаемая инфляция – с 14,2% до 15%. Ожидания растут четвертый месяц подряд, до этого они снижались с ноябрьского пика 14,2%, и в апреле были всего 11%.
Инфляционные ожидания подвержены сильным переменам, и их возможный всплеск после индексации тарифов ЖКХ с 1 июля может быстро сойти на нет, рассуждали аналитики Райффайзенбанка. Так и произошло – но только отчасти. Оценки людей со сбережениями и без них сильно разошлись. У тех, у кого сбережения есть, выросли и наблюдаемая, и ожидаемая инфляция, у людей без сбережений оба показателя снизились. При этом доля тех, у кого есть сбережения – денежный запас, который позволит семье продержаться какое-то время в случае потери основного дохода – резко сократилась: до 34% с 41% в июле. Последний раз меньше было после начала войны, в марте 2022 г. Аналитики MMI считают это иллюстрацией продолжающегося потребительского бума, подогреваемого высокими инфляционными ожиданиями – «люди стремятся приобретать товары здесь и сейчас, опасаясь, что они станут существенно дороже».
Управляющий директор ГПБ Private Banking Егор Сусин называет такое расхождение «немного странным» и предполагает, что оно в существенной мере обусловлено тарифами ЖКХ. Менее обеспеченные люди более чувствительны к повышению тарифов. В августе оно осталось позади, что могло сказаться на ощущениях людей. Экономист Дмитрий Полевой добавляет сообщения о скором росте цен на отдельные товары, ожидания повышения утилизационного сбора (подорожают автомобили), а также реакцию на волатильность курса, массовые проблемы с импортом и общую неопределенность. Эти факторы важнее для более обеспеченных людей.
А для Центробанка при всех структурных различиях важна динамика, «и здесь пока без разворота», отмечает Полевой. Аналитики Райффайзенбанка. называют волатильность инфляционных ожиданий одним из проинфляционных рисков. ЦБ признал, что в этом году не сможет вернуть инфляцию к цели, но продолжает настаивать, что сделает это в следующем году. И «незаякоренные» инфляционные ожидания населения сильно реагируют на текущие темпы роста цен, которые на инфляцию будущего года напрямую не влияют. У ЦБ причин для оптимизма нет, признает Полевой: нейтральные цифры по инфляции в сочетании с ростом ожиданий означают повышение вероятности дальнейшего роста ставки. Зампред ЦБ Алексей Заботкин говорил, что при необходимости регулятор готов поднять ставку до 20% и даже выше.