5 сен (Рейтер) - Еще два с половиной месяца назад большинство членов Комитета по открытым рынкам ФРС не считали, что на сентябрьском заседании снизят процентную ставку.
Но к концу августа, когда глава Федрезерва Джером Пауэлл сказал, что настало время начать понижать стоимость заимствований, с ним согласились практически все коллеги.
Во многом это произошло потому, что широкий набор статданных двигался лишь в одном направлении, подтолкнув руководство центробанка к переоценке рисков для их прогноза. В частности беседа сосредоточилась вокруг того, который из факторов должен вызывать наибольшую озабоченность: устойчивая инфляция, слабость рынка труда, ухудшение финансовых условий для бизнеса и домохозяйств, потенциальная ошибка в денежно-кредитной политике или некая комбинация этих явлений.
«Причин тому, что все делают переоценку, больше одной. Разные люди обращают внимание на разные данные, разные показатели, разные риски, а в итоге все приходят к одному», - полагает Кристин Форбс, профессор экономики Школы менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте.
Выступая в августе на полях ежегодного симпозиума ФРС в Джексон-Хоуле, где Пауэлл объявил, что пришло время для снижения ставок, Форбс сказала: «Это тот случай, когда хороший глава (Федрезерва) может объединить всех и добиться желаемого результата, при этом зачастую используя самые разные мотивы у разных людей».
Как минимум несколько чиновников ФРС, похоже, всё еще находятся в раздумьях: поддержат ли они смягчение ДКП, зависит от новых признаков замедления инфляции или ослабления рынка труда.
Но у подавляющего большинства управляющих центробанка почти нет сомнений, что первое после продолжительной борьбы с инфляцией снижение ставок произойдет на заседании 17-18 сентября. Ближайшие статданные, подкрепленные оценкой уже вышедших релизов, определят только величину этого шага: будет ли это 25 базисных пунктов или 50.
Руководители ФРС пока не провозгласили окончание крестового похода против инфляции, достигавшей два года назад максимальных за последние 40 лет значений.
Однако регулятор полагает, что ценовое давление, набравшее обороты в начале 2024 года, теперь ослабевает: за последние три месяца инфляция замедлилась, оказавшись ниже цели в 2% в годовом выражении.
«Я более уверена в том, что траектория сохраняется», - сказала глава ФРБ Бостона Сьюзан Коллинз в интервью Рейтер в Джексон-Хоуле.
Как отметила Коллинз, рынок труда всё еще крепок, а ее соотечественники продолжают жаловаться на последствия инфляции. Такое сочетание, по ее словам, означает, что постепенный, методичный подход к снижению ставок имеет смысл.
Ее мнение - о том, что инфляция замедляется, а за рынок труда переживать не надо - разделяют и другие коллеги из центробанка. В частности, глава ФРБ Филадельфии Патрик Харкер в интервью радио Блумберг в августе высказался в пользу методичного подхода к снижению ставок, которое, по его словам, начнется с 25 базисных пунктов.
ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ НА РЫНКЕ ТРУДА
Председатель ФРБ Сан-Франциско Мэри Дейли, специалист в области экономики труда по образованию, также удовлетворена спадом ценового давления, но видит в основном только понижательный риск для уровня занятости.
«По мере снижения инфляции мы получаем реальную процентную ставку, которая приводит к замедлению экономики, а это основная формула чрезмерного ужесточения», - сказала Дэйли в среду в интервью Рейтер.
На прошлой неделе Дейли упомянула, что пока не заметила никаких ухудшений на рынке труда. При этом, еще месяц назад она призывала не допустить резкого спада в этой сфере, отметив, что если это произойдет, то потребуются более активные действия.
Данные, которым Дейли уделяет особое внимание, свидетельствуют о том, что охлаждение на рынке труда пока обусловлено замедлением темпов найма новых рабочих, а не ростом числа увольнений.
Глава ФРБ Ричмонда Томас Баркин называет это режимом ограничения набора и сокращения.
«Но такое вряд ли будет продолжаться бесконечно», - сказал Баркин в подкасте Блумберг в августе.
Член совета управляющих Федеральной резервной системы Адриана Куглер, также специалист по экономике рынка труда, сказала в Джексон-Хоуле, что переломный момент, возможно, уже наступил: количество вакансий на одного соискателя уменьшилось до уровня, при котором можно ожидать скачка безработицы. Ее уровень уже поднялся до 4,3% в июле.
На этот показатель внимательно смотрит и другой член совета управляющих Федрезерва Кристофер Уоллер. Он не высказывался публично о денежно-кредитной политике после июльского заседания, но выступит в пятницу после публикации свежей трудовой статистики США.
МНЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Глава ФРБ Атланты Рафаэль Бостик на протяжении нескольких месяцев утверждал, что центральному банку придется снизить ставки лишь однажды в этом году, и что это произойдет не раньше четвертого квартала.
Но потом он увидел, что инфляция замедляется быстрее, чем ожидалось. В августе Бостик сказал Yahoo! Finance, что теперь предпочитает быстрое смягчение, которое предотвратит ненужный ущерб для рынка труда. На разворот его позиции повлияли также мнения бизнесменов.
«Люди в моем округе в июле просили меня, чтобы мы сделали что-то. В январе никто этого не говорил,» - сказал Бостик.
И хотя перед июльским заседанием Федрезерва таких голосов было не так уж много, Бостик подчеркнул, что будет и дальше обсуждать вопрос ставки с предпринимателями, а не только смотреть в официальные данные.
Недавние индексы потребительского доверия свидетельствуют об ухудшении настроений в отношении рынка труда, а такие показатели, как правило, идут в ногу с ростом безработицы.
Председатель ФРБ Чикаго Остан Гулсби приводит еще один аргумент в пользу снижения ставок: предпочитаемый Федрезервом показатель инфляции снизился до 2,5% в июле в годовом исчислении, несмотря на то что ставка ФРС остается на прежнем уровне 5,25-5,50%.
Увеличение разрыва между этими цифрами означает, что стоимость заимствований неуклонно возрастает в реальном выражении. По словам Гулсби, такое давление вполне уместно в случае чрезмерного перегрева экономики, но в других условиях - может слишком сильно тормозить рост. Это тем более актуально в условиях, когда, как сказал член руководства ФРС в августе, рынок труда охлаждается почти по всем показателям.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Энн Сафир и Говард Шнайдер, перевел Томаш Каник. Редактировала Анна Козлова)