Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российские банки не смогли полностью заменить ушедшие из России Apple Pay и Google Pay

Агентство «Москва»

Бесконтактные платежные сервисы, разработанные в РФ после ухода Apple Pay и Google Pay, не пользуются особой популярностью у россиян. Граждане предпочитают им банковские карты, говорится в исследовании «Т-Кассы», данные которого приводит РБК.

По состоянию на июнь 2024 года, россияне оплачивали с помощью карт 78% покупок в офлайне и онлайне. В апреле 2022-го, сразу после ухода иностранных сервисов, этот показатель равнялся 94%. За месяц до начала войны в Украине на карты приходилось чуть больше половины оплат — 51%, а на Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay — суммарно 49%. Уже появившиеся тогда QR-коды и Mir Pay востребованы не были (менее 1%).

К июню этого года доля платежей с помощью QR-кода и SberPay в офлайне и онлайне в совокупности достигла 9%, у Mir Pay показатель вырос до 5%. Клиенты Т-банка (бывший «Тинькофф») стали чаще использовать для покупок сервис мгновенной оплаты на Android, кнопку T-Pay и специальные стикеры — суммарно 8%.

Карты в большинстве своем предпочитают и клиенты Сбербанка. Их используют для оплаты примерно 86% покупок в офлайне, рассказал старший вице-президент кредитной организации, руководитель блока «Транзакционный банкинг» Дмитрий Малых. При этом на другие способы — QR, NFC (телефоны, стикеры и другие устройства) и биометрию — приходится 14% платежей. В 2021 году этот показатель равнялся 25%.

Иначе ситуация складывается при онлайн-покупках, отмечает Малых. Если в 2021 году 84% оплат в интернете проводилось с использованием банковских карт, а 16% — с применением Apple Pay, Google Pay и прочих подобных сервисов, то сейчас этот показатель упал до 40%. В то же время 60% операций совершается с помощью различных «кнопок», то есть в один клик без ввода данных карты, по образцу SberPay и СБП.

У банка «Русский стандарт» доля карточных платежей составляет 80%, а покупок с помощью pay-сервисов — 20%.
В Промсвязьбанке (ПСБ) за первое полугодие 2024-го количество транзакций через СБП выросло почти на четверть, а объем проводимых платежей — более чем на 35%.

Ключевой проблемой российских сервисов является отсутствие сквозного способа оплаты в разных сценариях, то есть в офлайне и онлайне, говорит сооснователь консалтинговой компании Futureproof Егор Кривошея. По его словам, в отличие от Apple Pay и Google Pay их нельзя использовать бесшовно везде.

Кривошея считает, что аналогом мог бы стать «СБПэй», но у сервиса нет «популярных стимулирующих программ лояльности и кешбэков, доступных широкому пулу пользователей». По его мнению, снизить долю карт может биоэквайринг — вид бесконтактной оплаты при помощи отпечатка пальца или сканирования лица.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку