МОСКВА, 12 сен (Рейтер) - Российские экспортеры увеличили железнодорожные отгрузки сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Китай в январе-августе 2024 года на 39,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го до 184.000 тонн, показали расчеты Рейтер, основанные на данных источников в отрасли.
Трейдеры сообщили, что железнодорожные поставки СУГ из РФ в направлении Китая в июле-августе вернулись на среднемесячный показатель текущего года (около 25.000 тонн), в то время как в мае-июне они были значительно ниже из-за запрета РЖД на поставки ряда видов топлива в направлении станции Забайкальск-экспортная, на долю которой приходится около 85% от всех отгрузок СУГ из РФ в Китай.
В прошлом месяце, по данным источников, заметно выросли поставки СУГ (на 74% к июлю) в направлении станции Камышовая-экспортная (погранпереход Махалино-Хуньчунь), где запущен новый сухопутный терминал по перевалке пропан-бутана мощностью около 150.000 тонн в год.
«Если раньше в направлении этой станции (Камышовая) шли отгрузки СУГ в основном в танк-контейнерах, то теперь там появилась техническая возможность приема железнодорожных газовых цистерн, что значительно расширяет географию заводов-поставщиков», - поделился мнением один из трейдеров.
Источники в отрасли сообщили, что основной прирост поставок СУГ в Китай с начала года (+60.000 тонн к январю-августу 2023-го) произошел за счет увеличения отгрузок с Усть-Кутского ГПЗ Иркутской нефтяной компании (ИНК).
Ранее участники рынка говорили, что ИНК может нарастить экспорт СУГ в текущем году на 20-30%, сконцентрировавшись на поставках в Китай, после запуска установки комплексной подготовки природного и попутного нефтяного газа (УКППГ) на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении в начале текущего года.
Основными экспортерами СУГ из РФ в Китай в январе-августе стали ИНК, на долю которой пришлось около 69% от всех железнодорожных поставок, Новокуйбышевская НХК (8,6%), БерезкаГаз (5,6%), Миннибаевский ГПЗ (2,8%), ТАНЕКО (2,4%) и Зайкинское ГПП (1,9%).
Около 83% железнодорожных отгрузок СУГ из РФ в Китай в январе-августе пришлось на станцию Забайкальск-экспортная, где с китайской стороны в Маньчжурии находится терминал Manzhouli Far East Gas, остальное (17%) - на станцию Камышовая-экспортная (Приморский край), куда ранее в основном шли грузы в танк-контейнерах с дальнейшей перевалкой на автоплатформы и автоцистерны-газовозы.
Российские экспортеры увеличили железнодорожные отгрузки СУГ в Китай в 2023 году на 35% по сравнению с 2022 годом до 202.000 тонн со 149.000 тонн.
На Китай в прошлом году пришлось всего около 6,0% от всех железнодорожных экспортных поставок СУГ из РФ в объеме около 3,6 миллиона тонн, в январе-августе 2024 года доля поставок в Китай выросла до 8,2% от общего объема экспорта (2,239 миллиона тонн).
По оценке источников, в 2023 году железнодорожные отгрузки СУГ через погранпереход Забайкальск-Маньчжурия выросли на 18,5% до 171.500 тонн.
В прошлом году произошел скачок объема поставок СУГ через железнодорожный погранпереход Камышовая-Хуньчунь - до 30.600 тонн с 2.100 тонн.
Экспорт СУГ из РФ в Китай осуществляется как по железной дороге, так и автомобильным транспортом с приграничных с Китаем газонаполнительных станций (ГНС).
Детальный обзор инфраструктуры действующих перевалок СУГ из России в Китай доступен по ссылке.