На жительницу Старопышминска Свердловской области Яну Лисицину составили протокол о «дискредитации» армии (ст. 20.3.3 КоАП) после того, как она отказалась отправить отправить сына-школьника на военные сборы. В итоге суд оштрафовал ее на 30 тысяч рублей, пишет «Новая газета».
Сын Лисициной Иван учится в 11-м классе гимназии № 5 города Березовского. В прошлом учебном году ей сообщили, что для мальчиков в рамках ОБЖ введут начальную военную подготовку (НВП) и таким образом в будущем ее ребенок потеряет возможность прохождения альтернативной гражданской службы (АГС).
Из-за своих убеждений Иван решил отказаться от посещения занятий по НВП, а Лисицина подала директору школы заявление с просьбой составить для сына индивидуальный учебный план в рамках ОБЖ — такая возможность предусмотрена программой. Однако это не дало результата, и тогда она по совету правозащитников обратилась к омбудсмену Свердловской области.
После этого Лисицину вызвали в управление образования Березовского. Встречу инициировал омбудсмен. На ней присутствовали директор школы, военком и представитель комиссии по делам несовершеннолетних. По словам Лисициной, ей заявили, что она «плохо влияет на своего сына», и угрожали отобрать ребенка, поскольку он «уклонист» и «не хочет защищать страну». При этом военком упомянул войну с Украиной. В ответ женщина сказала, что России не грозила никакая опасность в феврале 2022 года («Новая газета» уточнила, что не может привести фразу дословно). «Больше я ничего не говорила, но потом, в протоколе о „дискредитации армии“, появились совсем другие фразы», — отметила Лисицина.
В скором времени Ивану все же предоставили индивидуальный учебный план, однако он целиком состоял из военной тематики и в том числе предусматривал стрельбу. Сын Лисициной заявил, что не будет ходить на такие занятия, и она отказалась от плана, после чего руководство школы заявило, что ребенка «переведут в 11-й класс „условно“ — с задолженностью по ОБЖ».
В сентябре Лисицину вызвали в полицию и сообщили, что на нее составлен протокол о «дискредитации» Вооруженных сил России. По ее словам, оперативники говорили, что хотели завести уголовное дело о «фейках», но не смогли найти для этого достаточных оснований. Также на встрече присутствовал сотрудник ФСБ, который предупредил, что ее «борьба» за сына может «плохо кончиться». Заседание по делу Лисициной состоялось 7 октября. Она решила не ходить на него по рекомендации юристов.