В Париже идет суд над четырьмя мужчинами из Болгарии, которых обвиняют в осквернении парижского мемориала, посвященного жертвам Холокоста. Это одно из девяти дел, которые французские спецслужбы и следователи считают эпизодами гибридной войны, которую Россия ведет в стране.
Тень Владимира Путина витает в зале суда, где второй день идет процесс над людьми, которые заляпали мемориал кроваво-красными отпечатками ладоней, пишет Politico. В конфиденциальных документах Генерального управления внутренней безопасности, французской разведслужбы, частично процитированных на заседании и просмотренных корреспондентом издания, утверждается, что двое из подозреваемых «получали инструкции на русском языке от неизвестных лиц через зашифрованное приложение для обмена сообщениями Telegram».
«Нас не обмануть, мы знаем, откуда это идет», даже если обвиняемые и не были «лучшими российскими шпионами на Земле», заявила на суде прокурор. Тот факт, что они приехали из Болгарии специально для проведения акции, «подтверждает информацию разведки о том, что они являются частью более широкой операции по дестабилизации общественного мнения», говорится в конфиденциальных документах. Эксперты французского правительства по дезинформации отследили распространение новостей о кровавых отпечатках на мемориале тысячами фейковых аккаунтов, связанных с Россией.
Трое представших перед судом мужчин (четвертый находится в розыске) признали вину в осквернении памятника, но не признали по другому обвинению – действиях по антисемитским мотивам. Они отрицают, что получили задание от российских спецслужб. Но в документах французской разведки их акция названа типичной операцией гибридной войны, когда людей за деньги нанимают для «выполнения задания по поручению спецслужб», даже если они не знают, кто за этим стоит:
Найм этих посредников происходит в рамках определенной иерархии, на вершине которой находится сотрудник разведки, а посредник, как правило, базируется в стране-сателлите и поддерживает связь с русскоязычными лицами, нанятыми через социальные сети и Telegram для выполнения платных миссий.
Двое обвиняемых, Николай Иванов и скрывающийся Мирчо Ангелов, получали приказы через Telegram, при этом Иванова прокуратура считает вероятным главарем. Его не было в Париже во время самой акции, но он признал, что оплатил исполнителям проживание в отеле и билеты на автобус.
Согласно обнародованным в суде данным, Иванов родился в Донбассе еще до распада СССР, провел несколько лет в России и был членом пророссийской военизированной группировки. В прошлом он «регулярно контактировал с пророссийским активистом, арестованным украинскими спецслужбами в 2014 году, и бывшим высокопоставленным сотрудником российской спецслужбы».
Георгий Филипов, который, как и Ангелов, имеет на груди большие неонацистские татуировки, признался, что вместе с ним нанес граффити на мемориал жертвам Холокоста, а также выставил в ходе другой операции гробы возле Эйфелевой башни, в которых якобы лежали убитые в Украине французские солдаты. По его словам, он согласился на это только из-за денег и за граффити получил 1000 евро.
Вскоре после поездки в Париж трое членов группы отправились в Германию и Швейцарию, где, как подозревается, участвовали в других операциях гибридной войны.
Помимо двух вышеназванных операций в Париже в последние два года Францию потрясли еще несколько символических нападений, включая подброшенные в мечети свиные головы, многочисленные звезды Давида, нарисованные на зданиях, и пр. Они были направлены на разжигание напряженности между еврейской и мусульманской общинами Франции и подрыв поддержки Украины, считают власти.
Франция стала благодатной почвой для гибридной войны, которую ведут в Европе российские спецслужбы, считают аналитики и чиновники: с одной стороны, она обладает сильным международным влиянием, а с другой – имеет множество слабых мест во внутренней политике, что делает отдельные группы населения особенно уязвимыми перед дезинформацией.
Кевин Лимонье, заместитель директора французского центра геополитических исследований GEODE, сказал Politico:
Это отражает геополитическую реальность: Россия считает Францию серьезным противником, это единственная ядерная держава в ЕС, а президент республики довольно громко заявляет о поддержке Украины, рассматривая такие сценарии, как развертывание французских солдат в Одессе.
Франция находится дальше от восточного фланга ЕС и НАТО и не была готова к борьбе с подобными операциями в той же мере, что республики бывшего СССР, признала Наталья Пузырефф, депутат от партии «Возрождение» президента Эммануэля Макрона, соавтор доклада об иностранном вмешательстве. В прошлом году Франция ужесточила законы и ввел более суровые наказания за действия, «совершенное по указанию иностранной державы».
На суде прокурор призвала судей принять во внимание враждебные намерения и организованный характер операции по осквернению мемориала и запросила четыре года тюрьмы Иванову и Ангелову и два – Филипову и другому исполнителю, Кирилу Милушеву.
 
		 
									
																			 
 
																			 
  
																			 
  
																			