(Повтор сообщения от 15 октября)
15 окт (Рейтер) - «Наименее плохой» исход выборов 5 ноября в США для экономики Евросоюза - это президентство Камалы Харрис, другой вариант - новая встреча с Дональдом Трампом, которая может оказаться еще менее приятной, чем первая.
ЕС ожидает некоторых благоприятных для себя моментов в случае победы Харрис, которая, как считается, продолжит политику нынешнего президента Джо Байдена по меньшей мере в двух ключевых для Европы областях - торговле и распределении растущих оборонных расходов между членами НАТО.
С другой стороны, возможное возвращение Трампа в Белый дом несет с собой ряд опасностей: если он откажется от поддержки Украины, европейским правительствам придется быстро наращивать расходы на безопасность, а если начнет глобальную торговую войну, Европа может оказаться среди проигравших.
Противодействие Китаю - редкая область, в которой согласны друг с другом обе американские партии. И это добавляет проблем ориентированной на экспорт экономике Евросоюза: придется и дальше идти по тонкому канату, балансируя между Соединенными Штатами и КНР в торговых связях.
«Кто бы ни победил на выборах в США, сомнительно, чтобы Европа дальше могла зарабатывать на росте экономики США, не сокращая торговлю с Китаем», - сказал Зак Мейерс из Centre for European Reform.
«Оба кандидата в президенты движутся в одном русле - но Трамп менее предсказуем и, возможно, готов к более конфронтационным действиям в отношениях с Европейским союзом».
Для ASML, поставщика высокотехнологичного оборудования для производства микросхем, риск побочного ущерба от санкций США против Китая весьма ощутим. Голландская компания уже столкнулась с запретом на экспорт половины своей продукции в Китай в результате мер, введенных Вашингтоном.
«Соединенные Штаты твердо намерены ввести еще больше ограничений - это совершенно очевидно, и это двухпартийная позиция, - сказал генеральный директор ASML Кристоф Фуке в сентябре. - И что бы ни произошло (на выборах) в ноябре, эта позиция не изменится».
Половина европейской экономической активности приходится на торговлю - это вдвое больше, чем в США, в то время как в производственном секторе валютного блока заняты 30 миллионов человек по сравнению с 13 миллионами в США. Это означает, что Евросоюз очень уязвим к каким бы то ни было торговым ограничениям.
БОЛЬШЕ ПОШЛИН?
От Вашингтона в последние годы уже не слышно риторики в поддержку свободы торговли. Джо Байден решил не отменять пошлины, введенные Трампом, и представил свое решение проблемы рабочих мест в США в многомиллиардном законе о снижении инфляции, предусматривавшем крупные инфраструктурные расходы и субсидии.
В то время как политика Харрис, как предполагается, будет сходной с политикой Байдена, Трамп грозится пойти намного дальше: но обещает всеобъемлющие пошлины в размере 10%-20% на весь поступающий в Соединенные Штаты импорт, включая европейский. Товарооборот между США и Европой составляет более 1 триллиона долларов в год.
В первый президентский срок Трампа испанские производители оливкового масла зафиксировали падение поставок в США на 70%: прежде это был их основной зарубежный рынок сбыта, пока Вашингтон не ввел торговые тарифы в 2018 году. Эти пошлины всё еще действуют, несмотря на вердикт Всемирной торговой организации об их неправомерности.
«Если Трамп победит, ситуация может ухудшиться, и мы думаем, что будет трудно разрешить ее без давления Европы», - сказал Рейтер Антонио де Мора из ASEMESA, организации, которая объединяет испанских экспортеров оливкового масла.
Для европейских компаний, присутствующих на американском рынке, дополнительная неопределенность заключается в том, выполнит ли Трамп свое обещание об отмене введенных Байденом субсидий на развитие «зеленой» энергетики и отрасли электромобилей.
Немецкая машиностроительная компания Trumpf, поставщик оборудования для автомобильных аккумуляторов и солнечных батарей и работодатель 2.000 американцев, сообщила Рейтер, что не будет расширять операции в США из-за неопределенности исхода выборов 5 ноября.
ДЕМПФЕР РОСТА
Выборы в США также могут серьезно повлиять на оборонные бюджеты европейских правительств, пытающихся справиться с горой долгов, накопившейся из-за расходов на восстановление экономики после пандемии.
И снова вопрос касается скорее подхода Вашингтона, а не конечной цели. Ожидается, что Харрис будет и дальше добиваться, чтобы европейские союзники США взяли на себя большую долю бремени расходов на региональную безопасность. Чего можно ждать от Трампа в части помощи Украине, неясно, поэтому напряжение нарастает.
«По нашему мнению, президентство Трампа повышает риск того, что расходы придется наращивать быстрее, в то время как президентство Харрис может дать Европе больше времени», - говорится в записке аналитиков UBS.
Таким образом, победа Харрис мало что изменит для экономики еврозоны, а вот риски в случае второго президентского срока Трампа явно ощутимы.
По оценкам экономистов Goldman Sachs, если Трамп обложит пошлинами весь импорт, прямой ущерб от них с учетом неопределенности в торговле, которую они вызовут, может исчисляться 1 процентным пунктом от общего объема производства в 20 странах еврозоны. Это больше, чем весь рост за 2024 год, который прогнозируется на уровне 0,8%.
Какие бы то ни было преимущества для экономического роста, которые могут возникнуть, если ослабление обязательств США перед Украиной заставит Евросоюз увеличить расходы на оборону, будут сведены на нет ударом, который нанесут экономике региона геополитические риски, отметили экономисты.
В Европейской комиссии за закрытыми дверями работает группа экспертов, изучающая возможное влияние американских выборов на ЕС. Но для любых шагов нужен консенсус всех стран Евросоюза, а он, как показывают разногласия в блоке вокруг таких тем, как импорт китайских электромобилей, бывает труднодосягаем.
Проевропейские оптимисты полагают, что шок от выборов в США - особенно в случае победы Трампа - может стать благотворным и наконец-то убедить блок в необходимости глубоких реформ, предложенных бывшим главой ЕЦБ Марио Драги в сентябре.
«Перспектива более напряженных трансатлантических отношений должна подтолкнуть ЕС к устранению причин, по которым размер экономики блока сокращается по сравнению с экономикой США», - отметили аналитики CER.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Марк Джон и Филипп Бленкинсоп при участии Тоби Стерлинга в Амстердаме и Кристофера Штайца в Берлине)