Дарья Корсунская
МОСКВА, 4 апр (Рейтер) - Признаков охлаждения российской экономики становится все больше: динамика выпуска стагнирует, потребительский спрос замедляется, настроения предприятий ухудшаются.
Вопреки многочисленным западным санкциям за «специальную военную операцию» в Украине экономика РФ последние два года демонстрировала бурный рост выше 4%, однако подъем, который в основном был обязан масштабным бюджетным вливаниям и выпуску военной продукции, подошел к концу, что находит отражение в ключевых показателях самочувствия российской экономики.
Темпы роста деловой активности в феврале 2025 года, согласно официальным данным прошлой и этой недели, замедлились или cтабилизировались, а опережающие индикаторы за март указывают на продолжение охлаждения.
По данным Минэкономразвития, рост валового внутреннего продукта в феврале 2025 года замедлился до 0,8% в годовом сравнении с 3,0% в январе. Такое резкое снижение во многом объясняется календарным фактором: февраль этого года был на один день короче прошлогоднего, но и с поправкой на календарь видны признаки торможения.
«Хотя календарный фактор существенно исказил февральские цифры, в целом официальная статистика говорит о продолжении замедления деловой активности. Если устранить эффект календарного фактора, получится, что российская экономика с точки зрения активности осталась примерно на плато», - сказала главный экономист Т-Инвестиций Софья Донец.
В середине марта президент РФ Владимир Путин, назвав неизбежным охлаждение экономики, велел правительству и Центробанку не допустить ее «излишней заморозки, как в криокамере».
УСТОЙЧИВОЕ УХУДШЕНИЕ
Наибольшее замедление в феврале наблюдалось в грузообороте транспорта, оптовой торговле и добыче (-2,9%, -5,9% и -4,9% год к году), отражая ухудшение условий внешней торговли.
«Убирай - не убирай календарный фактор, а спад налицо», - говорит Донец.
В промышленности, где рост выпуска в феврале 2025 года замедлился до 0,2% в годовом выражении после подъема на 2,2% в январе, наращивали объемы только обрабатывающие производства, в основном связанные с продукцией ОПК и импортозамещением. При этом производство нефтепродуктов, продуктов питания, деревообработка - падали.
«Ухудшение в значительной части отраслей промышленности становится устойчивым. Признаки охлаждения закрепляются», - написали аналитики Райффайзенбанка, перечислив среди причин бюджетную консолидацию, высокую ключевую ставку, жесткий рынок труда, недостаток производственных мощностей и санкционное давление.
«В промышленности продолжилась стагнация. С точностью до сильных колебаний на рубеже года, объем выпуска в феврале находился на уровне конца третьего – начала четвертого квартала 2024 года», - указали эксперты близкого к правительству Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП). В гражданских секторах без учета отраслей с ощутимым присутствием ОПК стагнация наблюдается с середины 2023 года, писал ранее ЦМАКП.
После двух лет стагнации гражданской промышленности далее может последовать снижение объемов производства, при этом общие цифры будут выглядеть не так плохо за счет оборонной промышленности, считает финансист, профессор Высшей школы экономики Евгений Коган.
Потребительский спрос также постепенно перестает быть драйвером экономики. Рост розничных продаж в РФ в феврале замедлился до 2,2% год к году c 5,4% в январе, что фактически означает отсутствие роста активности к предыдущему месяцу с поправкой на календарный фактор.
«Это еще одно подтверждение тому, что даже несмотря на то, что доходы продолжают расти, реальный драйв из потребления уходит. Мы начинаем закрепляться на плато по потребительскому спросу», - сказала Донец.
Этот тренд уже проявился на автомобильном рынке, который почти два года подряд рос рекордными темпами, восстанавливаясь от шока, но с начала этого года перешел к резкому падению. В первом квартале продажи упали на 25,3%, а в марте - сразу на 45,5% год к году, сообщал Автостат.
МЯГКАЯ ПОСАДКА?
Данные за март, такие как индексы PMI S&P Global, также указывают на ускоренное торможение активности в РФ.
Производственный сектор РФ в прошедшем месяце пережил резкое сокращение до минимумов 2022 года на фоне падения объемов производства и новых заказов из-за слабого внутреннего и внешнего спроса, показал опрос предпринимателей.
«Внутренний спрос снижается, потому что кредиты стали дорогими из-за высоких ставок. А впереди еще и жесткая бюджетная политика, которая может только усугубить ситуацию. Причина просадки внешнего спроса - сильный рубль, в результате чего российские товары стали менее конкурентоспособными на мировых рынках», - объясняет Коган.
PMI в сфере услуг просел не так сильно, но опустился до минимума за девять месяцев на фоне ослабления роста новых заказов и сокращения занятости.
Опросы Росстата также показали снижение предпринимательской уверенности в РФ в марте и в добыче, и в обработке из-за сокращения доли респондентов, позитивно оценивающих перспективы выпуска продукции в ближайшие три месяца и спроса на нее в текущем месяце.
Перевозки грузов по железным дорогам РФ, по данным РЖД, в марте снизились на 7,2%, а за первый квартал - на 6,1%, включая погрузку зерна, цемента и строительных грузов, нефти и нефтепродуктов, черных металлов, каменного угля, контейнеров.
По мнению Донец, все это укладывается в рамки сценария «мягкой посадки» российской экономики с ростом ВВП менее 1% в этом году.
Признаки умеренного замедления внутреннего спроса и постепенного снижения напряженности на рынке труда говорят о том, что экономика скорее идет по траектории мягкой посадки, без резких колебаний, говорила в конце марта глава ЦБ Эльвира Набиуллина после очередного решения регулятора сохранить ставку на рекордном уровне 21%.
Антон Табах из Эксперт РА считает, что несмотря на обещания властей «мягкой посадки» экономики риски спада сохраняются, поэтому Центробанку нужно своевременно смягчать денежно-кредитную политику - «промедление не смерти, но рецессии подобно». (Дарья Корсунская при участии Глеба Столярова. Редактировала Анастасия Тетеревлева)