Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Путин не разрешит экспортерам свободно распоряжаться валютной выручкой

Правительство оставило себе пространство для маневра на валютном рынке
Правительство оставило себе пространство для маневра на валютном рынке Артур Новосильцев / Агентство «Москва»

В крепкий рубль, похоже не верят даже власти. Его курс находится на уровнях двухлетней давности, но Владимир Путин продлит действие указа об обязательной репатриации и продаже валютной выручки экспортеров. Эта мера была введена на осенью 2023 г., когда доллар штурмовал отметку 100 рублей, а затем продлена на год до конца апреля. Этот механизм будет продлен, хотя его востребованность существенно сократилась, сообщил «Интерфакс» со ссылкой пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова.

Указ, текст которого не публиковался, обязывает 43 крупнейшие группы компаний-экспортеров отчитываться перед Росфинмониторингом и Центробанком о поступлениях валюты по экспортным контрактам, возвращать определенную часть на счета в российских банках и продавать на внутреннем рынке. Какую именно часть, определяет правительство. Сначала репатриировать нужно было 80%, из которых продавать – 90%, затем норматив постепенно снижался. Сейчас возвращать надо 40%, а продавать, таким образом, 36%, но не меньше четверти общей экспортной выручки.

Требования смягчались потому, что курс рубля стабилизировался, а Московская биржа, главная валютная площадка страны, попала под санкции. Ей пришлось остановить торги долларами и евро, а внешнеторговые расчеты в этих валютах сильно усложнились. Сразу после этого, в июне 2024 г., норматив бы снижен с 80% до 60%, а еще через месяц до 40%. В октябре доля от общей экспортной выручки была снижена с 50% до 25%, чтобы избежать ситуации, когда приходится покупать валюту только для того, чтобы продать ее и выполнить норматив (по данным ЦБ, с марта 2024 г. более 40% экспорта осуществляется в рублях).

Минфин объяснял это тем, что бизнесу так проще проводить расчеты. Крупные российские компании создали за границей аналог «теневой биржи», описывал схему внешнеторговых расчетов руководитель аналитического центра CASE Дмитрий Некрасов. Казначейства экспортеров, не находящихся под санкциями, оставляют до 80% экспортной выручки в «недружественных» валютах на счетах за рубежом. Когда этим компаниям нужны рубли в России, они выставляют на продажу определенную сумму валюты, и информация об этом распространяется среди узкого круга, состоящего из крупных российских импортеров, банков и посредников. В России экспортер получает рубли, например, от крупного ритейлера и оплачивает его закупки валютой со своего зарубежного счета.

Участникам внешнеэкономической деятельности «более комфортно, что часть выручки остается там и используется для закупки импортных товаров», говорил министр финансов Антон Силуанов. Иначе импортерам, по выражению предправления МСП-банка Ивана Подберезняка, приходилось «красться, как тать в ночи»,

В прошлом году российский экспортеры оставили таким образом за рубежом десятки миллиардов долларов валютной выручки, следует из платежного баланса. За год «прочие финансовые инвестиции» превысили $75 млрд, из которых значительная часть связана с «увеличением лагов в расчетах по внешнеэкономической деятельности», комментировал Центробанк.

Это не мешает крупнейшим экспортерам продавать даже больше валюты, чем требует норматив. Они и так перевыполняют норматив и продают 52% выручки при минимуме 36% (90% от 40%), приводил в декабре Силуанов данные Росфинмониторинга. О том же говорят данные о сумме продаж валюты 29 крупнейшим компаниями-экспортерам (их названия также не раскрываются), которые ежемесячно публикует Центробанк. Его председатель Эльвира Набиуллина последовательно возражала сначала против издания, а затем продления указа об обязательной продаже экспортной выручки. Он не влияет на курс рубля, говорила она в пятницу.

Тем не менее Минфин настаивал на продлении указа. «Правительство [нас] поддержало, Банк России имеет замечания. Они считают, что при нынешней ситуации не надо продлевать», – говорил замминистра Алексей Моисеев. Логика Минфина такова: указ «рамочный», конкретные параметры определяет правительство, и их можно хоть обнулить, что и предлагал Минфин. Но если ситуация на валютном рынке обострится, норматив можно вернуть или повысить, поддержав курс рубля. Хотя ЦБ настаивает, что норматив не влияет на размер предложения валюты, аналитики сходятся в том, что он влияет на настроения и ожидания участников рынка.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку