Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Красная плесень. Кто и как украл и изгадил знамя свободы

Дебаты о будущем России, об эскападах Трампа, выпадах Маска, уловках Путина, трюках Пекина, угрозах Тегерана, боях в Газе и прочие хедлайн-новости оставляют в тени силы, иные из которых в СМИ как бы мерцают. Известно – того, чего мало на ТВ и в сети, почти нет и в жизни. Но от этого оно не менее опасно. Вспомнить о нем помогает 1 мая.
Первомай – импортный праздник, американский
Первомай – импортный праздник, американский New York Daily News Archive

Кого удивляет, что большевики-коммунисты — убийцы, лгуны и воры? Миллионы казненных ими соперников и случайных людей — не новость. Подмена диктатуры пролетариата партийной тиранией — тоже. Как и объявление рабства свободой, а войны миром. А кража собственности — вообще не вопрос. Единственно, что, как считается, у них свое — это знаки, песни и праздники.

 Украденный флаг

Вот знамя. Там вышивали Ленина, Сталина, Мао и серп с молотом. А вот — галстуки, вымпелы, звезды. Не зря же их проект зовут «красным». Уж это-то точно их исконное.

А — нет. Оставим в стороне алый флаг, как знак угрозы на море и болезни в медицине. Как политический символ он украден. У крестьян-повстанцев XVI века. У якобинцев века XVIII. Наконец у Парижской коммуны.

Большинство ее основателей — челны I интернационала — бакунинского, либертарного. Того, что Маркс пытался расколоть. Впрочем, были там и марксисты. Впрочем, до них от советских дистанция огромного размера. Но красный флаг Коммуны они сперли. 

Поднимали его и в царской России. Бунтари-студенты. Эсеры. Социал-демократы. И вообще — левые всех толков. А когда ленинцы их убили, посадили и выгнали, тут его и присвоили, и подняли над страной. Присобачив серп и молот. Тоже краденные.

Коси и забивай!

В начале XX века Евгений Камзолкин, автор картины «Пир у царя ассирийского», гулял по Парижу. И на улице Бойер в 20-м районе набрел на анархистский кооператив. На стене — слова: «Свобода. Братство. Утопия». Рядом — «Наука. Труд». И — серп скрещенный c молотом. Удачный дизайн! Надо запомнить. Пригодится. И впрямь — служа большевикам, использовал его, оформляя Замоскворецкий район к 1 мая.

Находка и впрямь лучше, чем плуг и молот, означавшие прежде союз рабочих и крестьян. Весной 1918-го ееодобряют в Кремле. Летом утверждают на V съезде Советов. Вырезают на печати Совнаркома и лепят на государственный флаг, герб СССР и республик, медали-ордена, стены домов и куда попало.

После краха коммунизма зюгановцы берут эмблему себе. И, сильно похудевшую, пихают в свой логотип. Ленинцы, сталинисты и маоисты всех мастей — на свои. Ее пародируют в КНДР, и, соединив местные серп, молот и кисть, строят «светлое чучхе». Где-то молот с колосом. Где-то — с факелом. А в Мозамбике — мотыга с автоматом.

Стихийно анархиствующая часть россиян и постсоветских стран носит серп и молот на футболках с девизом «Коси и забивай!», имея в виду жатву психоактивных растений и их потребление. 

Кстати, серп и молот вернулся в Париж. В руках мухинских рабочего и колхозницы, прибывших на всемирную выставку 1937 года. Ну, а Красная армия, как мировую революцию на штыках, гордо несла их на звездах-кокардах.

«Честное слово — красная звезда…»

Под этим плакатом росли «юные ленинцы». Но пятиконечная звезда, в частности, у военных — не большевистское изобретение. Оставим в стороне мистику. С 1827 года в России такие знаки есть на эполетах. А с 1854-го на погонах, как атрибут Марса.

Презрев все исторические встряски, символ выжил и при Советах. И пережил их. Звезду во лбу российские военные носят и нынче. Хоть и не красную. В этом власти видят преемственность царско-советско-постсоветского имперского духа. 

А в 1918-м с погон (их отменили) она перелетает на герб СССР, башни Кремля, знамена, плакаты, фюзеляжи, фасады, в названия СМИ, ордена, пионерские, октябрятские и прочие значки. Причем везде в мире, куда достиг рубиновый свет октября. Ну и на каски, фуражки, пилотки и буденовки. Тоже ставшие символом.

«Всегда ходил в буденовке и партбилетом тряс…»

И шлем с шишаком сшили не коммунисты. По одной версии, он — часть заказанной Троцким формы Красной армии, созданный Кустодиевым. По другой — часть новой формы армии республики Россия, пошитой аккурат осенью 1917-го по эскизам Васнецова для победных маршей в Константинополе, Берлине и Вене.

Марши не прошли. Но «красным» достались склады с формой без знаков различия, и они нашили на нее петлицы и звезды. Пехоте — малиновые. Пилотам — голубой.

А после они стали любимым мотивом плакатистов, режиссеров, поэтов… Романтик комсомолии Крапивин пишет:

Звёздной ночью осенней
Улечу из гнезда.
На буденовке серой 
Голубая звезда…

У Матусовского Родина начинается

Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли…

А некто Победитель иронично стенает по «героям» былых времен –

Всегда ходил в «буденовке»
И партбилетом тряс…
Но, вот беда,
«буденовки»
Не модные сейчас.

На деле же это были просто военные шапки. В них бойцы и топали на парадах пред вождями. Каждый год. Первого мая. В праздник солидарности трудящихся. 

Черное знамя труда

И праздник тоже краденный. Причем у заклятых врагов — анархистов-безначальников. Именно они в XIX и XX веке имели влияние на рабочих развитых стран, считая борьбу за их лучшую жизнь шагом к свободному обществу без чиновного контроля и экономического отчуждения.

Их видение свободы, наряду со многими либертарными мыслителями, изложил философ Александр Вейдеман: «Свобода и необходимость… взаимно требуют одна — другую; свободу — без произвола, необходимость — без принуждения».

Либертарные активисты создавали профсоюзы и устраивали забастовки. 1 мая 1886-го по призыву под черным знаменем забастовали рабочие Чикаго. Их атаковала полиция. Стычки обострились 4 мая. Копы убили шестерых рабочих. В ответ прилетела бомба, и восемь из них погибли. Остальные открыли огонь на поражение. Пали сто человек.

Chicago Tribune писала:

«Полиция обезумела и стала опасна, как толпа, слепая от страха. Они стреляли, не различая мирных граждан и нигилистов…».

Последовали аресты. Процесс над анархистами стал одним из образцов предубежденности суда. СМИ проклинали «злодеев». В ответ один из них, Август Спис, перед казньюсказал: »Придёт день, когда наше молчание будет мощнее ваших криков!»

В память о трагедии, конгресс II — социалистического — Интернационала объявил 1 мая Днем солидарности трудящихся. I — либертарный — в виде нескольких федераций, признал его днем солидарности. III — Коминтерн — глобальная подрывная структура — присвоил этот день, превратив шествия 1 мая на Западе в битвы создавших его социалистов и анархистов со сталинцами. 

А в СССР до самого распада краденый праздник был в шоу довольных нерабочим днем добровольно-принужденных граждан с флажками, шариками и ликами вождей. А потом и в странах Восточной Европы. А там и во Вьетнаме, КНР, КНДР, на Кубе и т. п.

Нынче в России это день не солидарности, а весны и труда. Население гуляет по главным улицам, а боссы карманных профсоюзов славят власти и войну.

Красная ось

Как-то Лешек Колаковский сказал, что, когда левые создают тиранию, они становятся правыми. Не ручаюсь за точность цитаты, передал ее суть. Именно с этим, имея дело с советской и просоветской Россией, столкнулись анархисты, социалисты, социал-демократы и все, чья цель — общества, где реальна свобода без произвола и необходимость без принуждения.

Жестокая казнь повстанцев Кронштадта, требовавших власти советам, а не партиям, еще в 1921-м открыли глаза многим из них. Но иные еще верили большевикам или боялись утратить идеалы.

И вот, чистые душой, летевшие в Россию на зов апрельской трубы и не замаранные в красном терроре, они как Александр Беркман и Эмма Голдман бегут от триумфа нового класса (потом его опишут Милован Джилас и Михаил Восленский), или идут в тюрьму, как Виктор Серж, Фридрих Платтен или Курт Никсдорф. Анархисту Сержу везет — его вымаливают у Сталина Ромен Роллан, Андре Жид и Народный фронт. А тысячи гибнут. И за границей тоже, как вовремя уехавший лидер каталонской Рабочей партии марксистского единства Андреас Нин.

Наследует «новому классу» и «новая Россия», с алыми флагами на танках едущая карать соседей с замахом на дальнейшую Европу. И наследники красного проекта острым классовым чутьем чуют в ней тоталитарную сестру. Видят мощь бюрократии и силовиков. Захват бизнеса государством. И милеют к нему людскою лаской.

В 2025-м товарищ Ким заработал на войне с Украиной миллиарды долларов. В 2024 товарооборот КНР и РФ достиг $240 млрд — вырос на 60% в сравнении с довоенным. Товарищ Си подтягивает к себе Вьетнам. Его товарооборот с Кубой не велик — $800 млн — мешает страх Гаваны перед «красным рынком». Но в Пекине верят — это пройдет. Так без лишней засветки в повестке дня Москва, Пекин, Пхеньян и Гавана — красная плесень на глобусе — строят красную ось. 

К ней примыкает исламистская «Ось сопротивления». Ничего, что в Иране запрещена компартия и не будут праздновать Первомай. Там развито классовое чутье.

 

 

 

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку