*
Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине
МОСКВА, 5 мая (Рейтер) - Дешевая нефть и крепкий рубль, которые привели к пересмотру параметров бюджета-2025 и увеличению втрое ожидаемого размера дефицита, вынудят власти потратить из резервов на латание дыры в этом году еще минимум 800 миллиардов рублей, следует из новых бюджетных оценок Минфина.
Накануне майских праздников Минфин сообщил, что правительство на основе нового макропрогноза Минэкономразвития одобрило поправки в бюджет на этот год, которые предусматривают сокращение почти на четверть от плана прогнозируемых доходов от продажи энергоносителей - на 2,6 триллиона рублей до 8,32 триллиона рублей.
Из-за этого бюджетный дефицит в 2025 году вырастет, по оценкам Минфина, до 3,79 триллиона рублей, или 1,7% ВВП, достигнув уровня прошлого года, против заложенных в законе 1,17 триллиона рублей, или 0,5% ВВП.
Изначально министерство планировало собрать 10,94 триллиона рублей нефтегазовых доходов. Из них 1,8 триллиона рублей должны были пополнить Фонд национального благосостояния (ФНБ), ликвидная часть которого за три года «спецоперации» в Украине лишилась двух третей, или $76 миллиардов.
Однако новая оценка нефтегазовых доходов не дотягивает даже до установленного в бюджете и направляемого на расходы базового уровня - 9,1 триллиона рублей.
Таким образом, вместо запланированного пополнения ФНБ на 1,8 триллиона рублей за счет дополнительных нефтегазовых поступлений, властям придется компенсировать недостающие базовые доходы в сумме 806 миллиардов рублей за счет продажи валюты из ФНБ.
Если цена нефти окажется ниже обновленного базового прогноза, траты из ФНБ могут быть еще больше. Согласно консервативному сценарию макропрогноза Минэкономразвития, который учитывает возможную эскалацию международных торговых войн, более значительное замедление мировой экономики и ужесточение санкционного режима в отношении РФ, средняя цена на российскую нефть Urals в 2025 году может упасть до $48,8 за баррель против $56 за баррель в базовом сценарии, а в следующие три года опуститься до $43 за баррель.
По данным Минэкономики, средняя цена Urals, определяемая для целей налогообложения, в апреле составила $54,76 за баррель после $58,99 в марте.
На фоне сокращения нефтегазовых доходов в марте Минфин в прошлом месяце впервые за год уже перешел к продажам валюты и золота из ФНБ в эквиваленте 35,9 миллиарда рублей.
К началу апреля ликвидные активы ФНБ насчитывали 3,27 триллиона рублей, что составляет $39,1 миллиарда, или 1,5% ВВП.
В конце апреля министр финансов РФ Антон Силуанов предложил скорректировать ограничивающее траты казны бюджетное правило и увеличить сократившиеся до многолетних минимумов резервы, указав на то, что действующая его версия с ценой отсечения $60 за баррель не отвечает вызовам времени.
Экономисты пока скептически оценивают стремление Минфина тратить меньше нефтедолларов и больше сберегать, указывая на то, что оно может натолкнуться на препятствие в виде текущих приоритетов властей, связанных с финансированием военных действий в Украине, и грозит обернуться очередным повышением налогов и новым сокращением гражданских расходов. (Дарья Корсунская. Редактор Анастасия Лырчикова)