В колонке перед 9 мая я обсуждал подготовку к празднику кремлевской обслуги от Москвы и до окраин. Это шоу коллеги не раз описали — число гостей, их склонность к интригам, коррупции и людоедству. Поведение толп с промытыми мозгами и шайки промывателей. Возмущение в странах Запада бесчинствами проимперских диаспор.
Все это интересно и важно, но я здесь толкую о делах и словах, не слишком заметных на фоне «торжеств», о которых году еще эдак в 1967-м писал Юлий Ким:
Для всех парадов пламенных,
Докладов твердокаменных,
Уж то-то будет скука:
Ни шёпота, ни ропота,
Зато простор для топота
И грохота, и стука,
И стука…
И впрямь — мигом настучали жильцы подмосковного Обнинска на подростков, что притопнули вывешенный в городе флаг в виде георгиевской ленты. Что побудило это сделать второклассника и четвероклассника? Хулиганские побуждения? Нелюбовь к сакральным цветам квасных «патриотов»? Юношеский протест против казенщины? Или то, что лента эта, некогда славная, осквернена «национально-освободительными движениями» и вплетена в смертельную косу войны в Украине?
Не знаю. Но пацанов и их родителей схватили. С ним «работают следователи». Не исключено, что будут раскручивать тему «порчи имущества с z-символикой». Зря что ли в феврале приняли закон о лишении за это свободы на срок до пяти лет.
Не удивлюсь, если станут настаивать, что мальчишек подговорили подрывные службы. Ведь в апреле сам председатель Следственного комитета РФ тов. Бастрыкин поведал z-СМИ об активизации «деструктивной деятельности». Коварные враги «не оставляют попыток использовать несовершеннолетних в противоправных целях». Замечена «поддержка террористической идеологии». А за нее могут дать вплоть до пожизненного.
За агитацию и контрреволюцию
Подобное уж бывало. В 1949-м следователи МГБ поработали с подростком Мишей Бакшаевым. Он в своих записях желал смерти «черту Сталину». Был уличен. Причин назвать не смог. Получил 10 лет за «антисоветскую агитацию».
В «Спецсообщении Л. П. Берии И. В. Сталину о ликвидации в школах антисоветских групп» сказано об аресте восьмиклассника Левина-Соболенского. Он «готовил террористические акты». Под влиянием семьи решил бороться с советской властью. Германии «предложил услуги в шпионской и диверсионной работе». Отравил воду в школе и собрал гранату. А в школе № 114 «группа учеников… создала „общество анархистов“, пыталась издать газету для пропаганды своих идей», ставила на лозунгах в школе печать с махновской эмблемой. На доносе резолюция Сталина: «арестовать, выслать».
А Пашу Кузьменка — расстреляли. В 1937-м. В Томской области. В 14 лет. Как «польского контрреволюционного националиста». А пятнадцатилетнего Ваню Толпышева в Пермском крае — «за антисоветскую агитацию и контрреволюцию».
Нынче до казней не доходит. Пока? Но судят. За непочтение к сакральным знакам. Двух орловчан обязали выплатить огромные штрафы за то, что те закрасили «священную букву» на стене. Жителю оккупированного Бахчисарая Александру Тюренко дали срок за то, что на нее помочился. Александру Неустроеву из Екатеринбурга дали 3 года колонии за слишком резкие увещевания мальчика с Z на шапке.
Что же до наказаний за антивоенные выступления, то они давно стали общим местом. Александра Клевитова задержали и избили в Москве за пикет 9 мая на Пушкинской площади с плакатом «Нет войне».
Как ни вспомнить полотно Решетникова «За мир»? Там полиция «гасит» оппозицию, а дети пишут на стене слово «Мир!». Вот так кульбит истории… Легко представить, как нынче работу предельно советского художника имперцы, славящие СССР, требуют запретить за это слово. А людей, выходящих с ним на пикеты, жестко винтят.
Победа-стрип
Тем временем в Курске бедрастые девицы в черных трусах и защитных пилотках являют публике победный танец на шестах. Вообще, сексуализация насилия и эротизация смерти — тема не новая. Еще кабаре времен Первой мировой убеждало фронт и тыл, что война — дело веселое, «там ждут вино и бабы», а бравому бойцу никто не смеет отказать.
В 1910-х на трактах России гремела песня «Если б красны девки // по небу летали, // тогда бы и солдатики // без промаху стреляли». В германских казармах дудели на гармониках »Wenn die Soldaten // durch die Stadt marschieren // Öffnen die Mädchen die Fenster und die Türen». Потом одни сочинили «Лили Марлен». А другие — «полез под кровать ща протезом, // а там — писаришка штабной…» И то верно. Потому и не удивляли ни гнев поэтов на мразь, что «бросает солдату-калеке пятак или гривенник в грязь», ни искренняя скорбь по павшим — «мой дружок в бурьяне неживой лежит».
Вот и на одном из недавних победных действ дамы в траурных платках оплакивают лежащих на асфальте юношей гимнастерках. На это суровый Невзоров с присущим ему сарказмом замечает, что «хореография, конечно угловата, зато внезапный привоз гроба уже не застигнет русскую женщину врасплох. Каждая будет знать, какой набор движений следует совершить над „цинком“».
Сколь бы циничным ни казался невзоровский фирменный стиль, он ярко акцентирует предельную жестокость и лицемерие подобных издевательств над горем тысяч семей, потерявших родных в бессмысленной бойне.
Кому — война, кому — мать родна
Чтобы, как говорила Симоньян, «помочь России мобилизоваться», ее накачивают психокативными СМИ-транквилизаторами и медиа-стимуляторами. Первые подавляют волю и адекватное восприятие ситуацию. Вторые разгоняют ненависть и агрессию. А это стоит денег. Не зря говорят, накорынок — один из самых емких.
В бюджет-2025 власти заложили рост трат на госТВ, СМИ и интернет-проекты до рекорда — 137,2 млрд рублей. На 15,9 млрд рублей больше, чем в 2024-м. Это стоит 11,4 млрд рублей в месяц или 2,6 млрд рублей в неделю, а главные получатели — гостелеканалы. Первой кнопке дадут 6 млрд для «наполнения эфира». Еще 18,6 млрд заложили для той же первой кнопки, а также НТВ, ВГТРК, Общественного ТВ и «Карусели» на оплату трансляций в населенные пункты, где живут менее 100 тыс. человек. До 10,9 млрд увеличат финансирование «РИА Новости» — МИА «Россия Сегодня» Киселева. Расходы на ТАСС подскочат на 26%, до 4,8 млрд. Подкормят и тех, кому в 2024 году денег не давали — маргинальный «Регнум» получит 152 млн рублей, а таблоидная «Комсомолку» — 438,7 млн.
И все это на фоне катастрофы со спросом на пропаганду. В 2024-м z-СМИ потеряли миллионные аудитории. Главный лузер — «Комсомольская правда». Незадолго до столетнего юбилея она лишилась 30% аудитории: среднесуточная посещаемость сайта упала с 6,5 млн до 4,3 млн, сообщает LiveInternet. Каждого пятого не досчитался «Московский комсомолец» (-22%). «Газета.ру» потеряла 14%. «РИА Новости» и «Лента.ру» «упали» на 12% и 11%. Легко отделался ТАСС с 3% убытка. Просело ТВ, где в ток-шоу убеждают в успехах экономики, благе войны, репрессий и ядерных ударов. НТВ потерял 13% зрителей. По Mediascope, в 2024 году первая кнопка ушла вообще на пятое место, уступив Рен-ТВ. С начала войны она потеряла около 25% зрителей.
Но эти потери, похоже, мало волнуют и получателей кремлевских денег, и их хозяев. Им сгодится все кроме конца побоища в Украине. Одни — всегда смогут обосновать нужду в деньгах. Вторые — получить откаты.
Сопли и вопли
Но z-манипуляторы утирают крокодиловы слезы. А ведь недавно — после февральского созвона Трампа и Путина — захлебывались счастливой слюной — «Изоляция рухнула!» «Европа в ужасе!» «Судьбу Украины решат Москва и Вашингтон!» »В Киеве готовятся к сдаче!» «Путин получит от Трампа все, что захочет!» Евгений Ревенко — капитан фракции «Единой России» в Думе и бывшие уста программы «Время» пророчил: «События будут быстры. Дни Зеленского сочтены. Трамп на параде не кажется фантастикой». Ждали и Маска. И Рубио… Но 9 мая выхлопы бронетехники не нюхал ни один официальный представитель США.
И в тот же день приходится хоть как-то отыгрывать требование лидеров ЕС и Белого дома заключить перемирие на 30 дней. Песков от имени позывного «начальник», с одной стороны — обещает подумать, а с иной — молит о встрече Путина с Трампом, вдруг Vladimir сумеет на него повлиять.
Но в ночь на 11 мая его шеф фактически отвергает предложенное перемирие и вместо него предлагает переговоры в Стамбуле. «Ну, что в этом плохого?» — вопрошает он. Только то, что пока снова будут звучать требования отдать пять территорий, разоружиться и не вступать в НАТО, на фронте и в мирных городах погибнут люди.
Дугин, ноя о Трампе, «одураченном и захваченном глобалистами», ждет неминуемой порки за объявление его инаугурации главным событием современной истории и за прогнозы ценностного единения исконной консервативной Америки с посконной реакционной Расеей.
А как сладко мечталось — вот Трамп щас кааак «плюнет и закроет проект «Украина». Скинет Макрона и Стармера, как это умеет ЦРУ. И это будет лучшее решение. А еще лучше – осознание, что Украина наша (т. е. — кремлевская).Отдать её нам и всё. Сказать: я сильный политик! Отдаю Украину Путину, и заткнитесь все».
Но наивные дугинские выдумки — «системный Трамп», «его победа – наша победа», «мировая консервативная революция», «тренд надолго», «постлиберальные правые — те, что за традиционные ценности, а не за крупный капитал (как, типа, Рем и Штрассер)» — т. е. его стародавнюю бредовую грезу, голубую фашистскую мечту о торжестве традиционализма — на глазах смывает в канализацию волна нового витка глобального развития. Т. е. не миновать ему отправки на новоогаревскую конюшню. И не для очистки ее от навоза. А для экзекуции.
Забавно наблюдать, как политическая турбулентность февраля-мая, следом за которой многие ждали «полного пипеца», выносит мир в поле еще большей непредсказуемости. Пипец, похоже, откладывается. Ничто не завершается. А только начинается.
И если сохранять самообладание и оптимизм, можно представить себе Дугина и его шефа Малофеева в потайном кабинете, напевающих из Кима (слегка корректируя):
Так давай разопьём поллитровочку
Под портретом того, делать жизнь с кого!
– Подарю вам такую листовочку!..
– А я вслух почитаю Бжезинского!..