Законопроект внесен в Госдуму еще осенью прошлого года Госсоветом Татарстана и депутатом Айратом Фарраховым и до мая ждал своего звездного часа. Не успев выйти с праздников, председатель Госдумы Вячеслав Володин анонсировал рассмотрение законопроекта в своем Telegram-канале, многозначительно озаглавив пост «О негодяях». Подобными выражениями было полно и обсуждение документа в первом чтении, основной акцент был сделан, конечно, но «иностранных агентах» и их имуществе, которое осталось в России и которое так давно не дает покоя законодателям.
С глаз долой
Главное новшество законопроекта — возможность заочного привлечения к ответственности по административным делам.
Сейчас рассматривать дела об административных правонарушениях в отсутствии человека, в отношении которого оно возбуждено, тоже можно — если есть данные, что его уведомили. Но в Кодексе об административных правонарушениях четко говорится, что присутствие нарушителя обязательно, если статья предусматривает наказание в виде административного ареста, выдворения из страны или обязательных работ.
Если (а точнее когда) законопроект вступит в силу, в статье появится оговорка, и заочно судить можно будет всех, кто совершил любое правонарушение, если оно направлено против интересов РФ, а нарушитель на момент рассмотрения дела находился за границей.
Какие именно правонарушения будут считаться «направленными против интересов Российской Федерации», в текущей версии законопроекта не уточняется: широкая формулировка позволит признать таковым фактически любое. Но, судя по обсуждению, в первую очередь речь будет идти о «дискредитации Вооруженных сил РФ», «злоупотреблении свободой массовой информации, распространении фейк-ньюс, демонстрации запрещенной символики, нарушении порядка деятельности иностранного агента и т. д.
Дела по последней статье, кстати, и сейчас вполне успешно рассматривают без участия самих иностранных агентов. За прошлый год, например, суды вынесли 719 постановлений (данные Судебного департамента при Верховном суде) о привлечении к ответственности за нарушение требований о пометках или подаче отчетов. Большинство из иностранных агентов, которые сознательно не соблюдают дискриминационное законодательство, уехало из России.
Поэтому зачем депутатам понадобилось отдельно это прописывать в КоАП — вопрос открытый. Возможно, просто закончились идеи, как еще запутать тех, кто не согласен, и заставить их заткнуться. Возможно, законодатели хотят уравнять тех, чьи слова тянут на административку, с теми, кто стал фигурантом уголовного дела.
Похожие поправки в УК РФ были приняты в апреле: тогда депутаты узаконили заочные суды над людьми, которые обвиняются в некоторых преступлениях малой или средней тяжести. Среди них оправдание терроризма, дискредитация армии, фейки об использовании Вооруженных сил РФ и уклонение от обязанностей иностранного агента.
По мнению юристов Центра защиты прав СМИ, смысл этих поправок был в том, чтобы дела не пылились на полках: например, дела против людей, признанных иноагентами, по статье 330.1 УК РФ могли только возбудить, провести следственные действия и приостановить. Теперь же у судов есть возможность выносить по таким делам приговоры без участия подсудимого. При этом судебные разбирательства будут проходить быстрее, проще, без необходимости реальной защиты и без соблюдения процессуальных гарантий.
Эсэмэска от товарища майора
Но вернемся к новым предложениям.
Одно из них касается того, что считать надлежащим уведомлением человека о возбуждении в отношении него дела об административном производстве. Сейчас оно может быть направлено, например, по адресу прописки или на Госуслугах.
Депутаты предлагают уйти от формальностей и, если человек находится за рубежом, отправлять ему письмо на электронную почту или даже просто эсэмэску. Оговорка — если адрес почты или номер телефона человека опубликованы на сайте или странице сайта, которые принадлежат ему. Такой страницей может быть даже профиль в соцсети. Как правоохранители будут (и будут ли) проверять, точно ли номер или почта — рабочие, неизвестно.
Депутаты также предлагают рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных за границей и направленных против интересов страны, не по месту прописки человека, а месту нахождения органа, возбудившего его.
Вроде бы мелкая поправка? Нет! Именно она даст возможность какому-нибудь скучающему судье в каком-нибудь райцентре Забайкальского края штрафовать уехавших журналистов федеральных изданий, известных писателей или музыкантов. Ну, а кому не хочется похвастаться перед друзьями во время застолья, что именно он наказал Андрея Макаревича или Юрия Дудя?
Эти две поправки обернутся тем, что отследить возбуждение административного дела будет невозможно. А следовательно, отправить защитника в суд или вписаться в сроки на обжалование постановления будет крайне сложно.
Удобно, правда? Как говорится, меньше народу, больше кислороду.
Не платишь? Заплатишь!
Еще одна новость — предложение арестовывать имущество в рамках административного производства. По задумке депутатов, это должно помешать человеку уклониться от исполнения наказания.
Вообще имущество людей, которые вынужденно уехали из России и продолжают высказывать свое мнение, давно беспокоит депутатов. В первую очередь речь, конечно, идет об иностранных агентах — им депутаты уже запретили получать напрямую деньги по авторским договорам, от продажи или аренды квартир, автомобилей и другого имущества. Все — только через спецсчет, средства с которого можно вывести только после снятия статуса.
Теперь же кампания по отъему имущества у народа вышла на новый уровень. Сказал что-то не то? Арестуем квартиру. Спел неправильную песню? Расстаешься с гаражом!
Как будет работать арест имущества, кажется, не понимают и сами депутаты. Заявляется, что стоимость имущества, которое может быть арестовано, не должна превышать размер максимального штрафа по статье, по которой судят человека. Но арест имущества может обернуться запретом на любые сделки с ним, включая, продажу и сдачу в аренду (это решает суд).
Вопрос: как это будет решаться, если штраф, скажем, 30 тыс., а у человека осталась только квартира за 5 млн? Вопрос риторический, особенно учитывая, что речь идет о тех, кого так активно называют «предателями», «врагами России», «негодяями». Видимо, лучше сидеть и помалкивать, если не хочешь лишиться квартиры, пусть даже и честно заработанной.
Имущество уже и сейчас арестовывают, правда, делают это в рамках уголовных дел. Так, в январе суд наложил арест на земельный участок, дом и несколько нежилых объектов, которые принадлежат рэперу Алишеру Моргенштерну (он обвиняется в уклонении от обязанностей иностранного агента).
Получается, что люди, которые вроде бы не сделали ничего плохого — просто решили, что жить в России они не могут, но реализуют свое право на свободу выражения мнения, — окончательно становятся главными врагами государства: не заслуживают ни судебной защиты, ни уважения к праву собственности.