Начинается подготовка бюджета на следующий год, и власти оказались перед трудным выбором: сокращать расходы или рискнуть «кубышкой» – Фондом национального благосостояния (ФНБ). В нем почти 20 лет копились доходы от нефтяной ренты, но за время войны ликвидная часть фонда сократилась почти втрое: на 1 мая оставалось 3,3 трлн руб. по сравнению с 8,4 трлн руб. в начале 2022 г.
Состояние фонда во многом зависит от цены отсечения нефти по бюджетному правилу. Оно определяет пополнения и расходования средств ФНБ и ограничивает расходы бюджета. Сейчас они планируются, исходя из стоимости российской экспортной нефти Urals $60 за баррель: тратить можно только эти базовые доходы от нефтяной ренты, ненефтегазовые доходы плюс расходы на обслуживание госдолга. Вокруг цены отсечения и идет борьба: чем она выше, тем больше может потратить бюджет, в случае чего компенсируя выпадающие нефтегазовые доходы за счет ФНБ.
В апреле, незадолго до внесения в Думу поправок в бюджет этого года, министр финансов Антон Силуанов на коллегии Минфина назвал цену отсечения $60 за баррель уже не актуальной для бюджета и поставил задачу привести бюджетное правило в соответствие с новыми реалиями. Однако в начале мая, когда поправки были уже в Думе, Силуанов заявил, что изменение цены отсечения не коснется бюджета на 2026 г.
Теперь Силуанов предлагает понизить цену отсечения уже со следующего года, «посмотреть… насколько $60 за баррель… сегодня соответствует тем уровням, которые позволяют нам обеспечить не только сохранение, но и пополнение Фонда национального благосостояния».
В этом году Минфин собирался пополнить кубышку на 1,8 трлн руб., но падение цен не нефть спутало все карты. Бюджет этого года был сверстан, исходя из средней за год цены барреля Urals $69,7, но в апреле она составила $54,8. Поправки в бюджет исходят уже из цены $56/барр, что предполагает уже не пополнение, а изъятие из ФНБ 447 млрд руб.
Силуанов призвал аккуратно относится к новым тратам из ФНБ, когда цена на нефть ниже цены отсечения. В апреле он ставил задачу «настроить бюджетное правило для минимизации внешних рисков» и довести ликвидные активы ФНБ до уровня трехлетнего бесперебойного финансирования расходов при «стрессовом развитии ситуации на нефтяном рынке».
На сколько хватит ликвидных активов ФНБ, зависит не только от цен на нефть, но от того, сколько власти будут брать из «кубышки» на инфраструктурные проекты, поддержку госкомпаний и др. В прошлом году на это потратили около триллиона. Без учета этих расходов по действующему правилу при сохранении цен на нефть в районе $55 ликвидной части резерва будет достаточно на шесть лет, при $50 – на два года с небольшим, следует из расчетов Центра экономического прогнозирования Газпромбанка (ЦЭП), а при $40 – чуть больше, чем на год. Каждый доллар, на который снижается цена на нефть, обходится бюджету примерно в 160 млрд руб. выпадающих доходов в год, оценивал инвестбанкир Евгений Коган. Оценка главного экономиста «Т-Инвестиций» Софьи Донец скромнее: при снижении цен на $10/барр бюджет теряет около 1 трлн руб.
Минфин рассчитывает, что в этом году дополнительные ненефтегазовые доходы перекроют недобор нефтегазовых. В результате поправки в бюджет увеличивают его общие расходы в этом году на 0,8 трлн руб. – в соответствии с бюджетным правилом, а дефицит бюджета – более, чем втрое, до 3,8 трлн руб., или 1,7% ВВП. Однако экономика и инфляция начали быстро замедляться, и у экспертов появились сомнения в реалистичности этого плана. Силуанов и министр экономического развития Максим Решетников уже призывали Центробанк приступить к снижению ключевой ставки. Центробанк это не комментировал, но его руководители подчеркивают, что для смягчения политики надо убедиться в устойчивости замедления инфляции, а снижение цены отсечения стало бы сильным дезинфляционным фактором.