Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Как Украина помогает Германии осознать себя главной силой Европы

Майский официальный визит президента Украины Владимира Зеленского в Германию стал далеко не первым его посещением Берлина. Однако от нынешней встречи главы украинского государства с канцлером ФРГ Фридрихом Мерцем и президентом Франком-Вальтером Штайнмайером ожидания были бóльшими, чем в прежние визиты.
Германия – один из главных военных союзников Украины, в частности,  Бундесвер тренирует украинских военных
Германия – один из главных военных союзников Украины, в частности, Бундесвер тренирует украинских военных Bundeswehr

Впервые Зеленский встречался на германской земле с Мерцем в его должности главы кабинета, к тому же в условиях изменившейся геополитической реальности, после прихода в Белый Дом администрации Дональда Трампа. В прошлый раз, в октябре 2024 года, Зеленского в германской столице встречал еще Олаф Шольц, у власти в Вашингтоне находились демократы, Запад казался монолитным в своем стремлении помочь Украине противостоять российской агрессии, а «слабым звеном» в едином фронте поддержки Киева многим казалась именно Германия. Также нынешний визит украинского президента проходил на фоне усилившихся дебатов о возможной поставке ВСУ германских ракет Taurus и, в целом, перспектив резкого увеличения обороноспособности ФРГ и Европы.

Что принес визит Зеленского в Берлин и каковыми будут его практические последствия?

О чем договорились?

По большому счету, весь нынешний визит украинской делегации проходил под знаком военной помощи и ее вариантов. Позиция Киева понятна и прозрачна: в условиях войны на истощение и полной неопределенности относительно поддержки от США украинской армии необходима широкая линейка вооружений здесь и сейчас. Берлину, в свою очередь, нужно учитывать куда больше сложных факторов: мнения внутри правящей коалиции, общественные запросы, взаимодействие с союзниками и реальные возможности германского ВПК. По этой причине германо-украинские договоренности и не могли стать сенсационными и прорывными, как того хотелось бы сторонникам более жесткого курса в отношении России, особенно в связи с последними заявлениями Мерца о снятии ограничений на дальность применения германских вооружений, поставленных ВСУ.

Но визит никак нельзя назвать неудачным.

Многие детали соглашений в военной плоскости наверняка остались недоступными для СМИ. Мерц как глава правительства распорядился не предавать огласке детали поставок вооружений в Украину – ни о типах, ни о количестве, ни о сроках.

Но вполне четко проявилось несколько направлений. Во-первых, Германия готова формировать свой собственный украинский политический вектор. Известная фраза Шольца, предшественника Мерца, о готовности помогать Украине столько, сколько потребуется, соответствует курсу и нового правительства, несмотря на позицию Белого дома и объективные трудности.

Во-вторых, Берлин делает ставку на дуальную модель помощи. Это фактически признание того факта, что ФРГ, да и Европа в целом, в нынешнем положении не в состоянии длительное время эффективно и оперативно покрывать потребности ВСУ исключительно за счет собственных запасов и производственных мощностей. Для реструктуризации и качественного роста нужно время. Поэтому наряду с текущими поставками военной техники, средств ПВО, боеприпасов и комплектующих, стороны договорились об инвестициях Германии в украинский ВПК, в частности, в производство ракет дальнего радиуса действия непосредственно в Украине. Такая кооперация уже практикуется, например, с участием ведущего концерна Rheinmetall, но сейчас она становится системной и наполняется новым содержанием; прежде нежелательная для ФРГ тема дальнобойных вооружений, способных поражать цели в глубине российской территории, более не табуируется. Названы конкретные размеры инвестиций, обозначены перспективы. Это намеренно сделано открыто, что, собственно, и подчеркнул Мерц, говоря о «последствиях» отказа Москвы искать пути к миру.

В-третьих, германская поддержка не будет ограничена лишь вооружением и оборонными технологиями. Германия заявила о солидарности с Украиной и в экономической плоскости. Берлин не намерен возвращаться к закупкам российских энергоносителей и не считает возможным ремонт и введение в эксплуатацию «Северных потоков». Однозначное заявление канцлера о желании правительства «делать все возможное, чтобы не допустить повторного использования» газопроводов, произнесенное в присутствии Зеленского, символизирует окончательный отказ ФРГ от политики business as usual. Это звучит особенно звонко в контексте голосов из Вашингтона, да и в самой Германии, предлагающие использовать перспективу возобновления закупок российского газа бывшим его крупнейшим потребителем в виде стимула для Кремля смягчить позицию в войне.

Наконец, в-четвертых, стороны заявили о возобновлении германо-украинских правительственных консультаций к концу года. Это заявление осталось малозамеченным, а зря: формат возник при президенте Леониде Кучме в далеком 1998 году и много лет не использовался. Он предусматривает многоуровневое сотрудничество широкого спектра министерств обеих стран. Такая кооперация важна для поддержки «невоенных» отраслей Украины и направлена в будущее, когда начнется полноценное восстановление разрушенных объектов украинской инфраструктуры.

Taurus: «отдать нельзя отказать»

Дискуссии о возможности передаче Украине германо-шведских крылатых ракет Taurus с дальностью поражения целей более 500 км ведутся в Германии уже не первый год. И если прошлая, левоцентристская коалиция во главе с Шольцем уверенно отвергала такую возможность, то Мерц, будучи до внеочередных выборов в феврале 2025 года лидером оппозиции, неоднократно допускал отправку Taurus в Украину и даже предлагал использовать саму вероятность такого шага как элемент давления на Владимира Путина. Но уже в ходе избирательной кампании, равно как и после избрания канцлером Мерц принялся уклоняться от прямого ответа на вопрос, готова ли Германия передать это вооружение в распоряжение ВСУ. Канцлер не сказал ни да, ни нет и в ходе визита Зеленского, но предложил «не считать такое решение невозможным». И это невзирая на соратников по ХДС, считающих, что время для таких действий уже настало.

При Шольце в общественном пространстве циркулировало множество аргументов против поставок Taurus в Украину: нежелание действовать в одиночку, не дожидаясь аналогичных шагов союзников по НАТО, опасения быть втянутыми в прямое противостояние с Россией и эскалировать ситуацию, «чрезмерная» дальность, технические детали, связанные с самолетами-носителями, и, наконец, сомнения в возможности программирования и целеуказания ракет без непосредственного присутствия германских специалистов в зоне боевых действий. Все эти доводы последовательно опровергались правоведами и военными экспертами. Последний аргумент потерял свою актуальность в связи с информацией об эксплуатации Taurus в вооруженных силах Южной Кореи. По информации СМИ, эта страна, не входящая в НАТО, поэтапно закупала Taurus у Германии, и теперь ее военнослужащие могут самостоятельно осуществлять все необходимые действия по обслуживанию ракет без присутствия специалистов из ФРГ.

Намного меньше говориться еще об одном препятствии: негативном отношении немалого числа высокопоставленных германских военных. Согласно открытым источникам, в распоряжении Бундесвера находится порядка 600 ракет Taurus, из них 300 признаны способными к немедленному применению. По существу Taurus – самое мощное вооружение в распоряжении Германии, страны, не обладающей ни ядерным оружием, ни ракетами с дальностью более 1000 км. И для военных было бы весьма нежелательно отказаться от значительной части своего ракетного арсенала, которая, к тому же, не внесет экзистенциальных изменений в ход войны. В 2024 году началась крупная программа модернизации Taurus, принято также решение увеличить производство ракет. Но все это требует времени. Скорее всего, именно сопротивление генералов стало основным барьером на пути предоставление Taurus Украине. Это и служит причиной поиска новых решений, одним из которых будет локализация производства ракет дальнего радиуса действия непосредственно на территории Украины.

Поле для маневра

В своем намерении расширить военную помощь Украине Мерцу приходится считаться с рядом факторов. И они не только экономического либо финансового характера. В коалиционное правительство входят и социал-демократы, среди которых немало «критиков эскалации» и приверженцев «дипломатического решения конфликтов», даже если такое решение в данный момент невозможно. В Бундестаге консерваторы сталкиваются с давлением оппозиции: с одной стороны зеленые, настаивающие на более активной поддержке Киева, с другой – ультраправая «Альтернатива для Германии», которая хотела бы немедленно остановить любую помощь Украине и вернуться к «нефтегазовой дружбе» с Москвой. Но, пожалуй, главный вызов для канцлера – общественные мнение. Опросы показывают, что количество противников продолжения поставок вооружений Киеву превышает число сторонников практически во всех государствах Евросоюза за исключением стран Скандинавии. Характерно это и для Германии. Еще совсем недавно исследования фиксировали устойчивое большинство немцев, поддерживавших активную военную помощь Украине. Причины перемены настроений кроятся в усталости от войны, страхе перед разрастанием конфликта вплоть до мировой войны, в отсутствии понимания целей поставки вооружений.

Людей, выступающих за отказ от поддержки Украины, включая военную, нередко принято считать если не пророссийскими, то уж точно не осознающими угроз для европейской коллективной безопасности, исходящих ныне из Кремля. Отчасти это так. Ультралевые и ультраправые, восхищающиеся «сильным лидером Путиным», сторонники теорий заговоров и убежденные евроскептики действительно не против оставить Украину один на один с Россией.

Однако на примере Германии заметно, что часть тех, кто против продолжения проукраинского курса кабинетов Шольца и Мерца, далеко не всегда отрицают необходимость создания нового «зонтика безопасности» в Европе, независимого европейского ВПК, усиления оборонной составляющей, коль скоро США, ставшие непредсказуемым партнером, готовы де-факто отказаться от обязательств, зафиксированных в договоре о НАТО. В этих кругах слова Мерца о превращении Бундесвера в «самую сильную армию на континенте» вполне могут найти позитивный отклик. В германском обществе растет осознание того факта, что мир более не будет прежним, и в нынешних геополитических координатах Германии неизбежно придется брать на себя больше ответственности и в оборонной отрасли. И здесь открывается дополнительное «окно возможностей» для действующего германского правительства.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку