Текст скопирован из телеграм-канала о. Иоанна Бурдина «Маран Афа».
Синод РПЦЗ выпустил заявление о возврате России «ко властвовавшей в прошлом веке лживой и богопротивной идеологии».
Не думаю, что они правы: чтобы куда-то возвратиться, надо сначала оттуда уйти. А наш путь из «советского идеологического тупика» ещё даже не начинался, не смотря на все реверансы власти в сторону церкви. Но меня больше задела одна из последних фраз этого документа:
«Более ста лет Зарубежная Церковь считала долгом своим пребывать среди этого мира свободной от связи с каким бы то ни было государством, какой-либо партией или мирской идеологией, бесстрашно провозглашая простую и чистую Истину Святого Православия».
Деятели РПЦЗ особой скромностью, конечно, никогда не страдали, но чуточку стыда им иметь не помешало бы.
За эти сто лет был, как минимум, один период, когда РПЦЗ пережила не менее глубокое духовное падение, чем все остальные христианские конфессии. Это — 30–40-е годы ХХ века. Многие христиане тогда не удержались от соблазна и не побрезговали не только восславить чистое беспримесное зло, но и сотрудничать с ним. Не были исключением и деятели Русской Православной Церкви за рубежом.
***
Вовсе не «простая и чистая Истина Святого Православия»,, а ненависть к евреям и большевикам руководила ими в начале 30-х годов, когда они начали сотрудничать с НСДАП (немецкими национал-социалистами).
Рейхсминистерство религиозных культов предоставило Германской епархии РПЦЗ государственный статус «корпорации публичного права», имевшийся у лютеран и католиков. В 1938 году нацисты финансировали строительство в Берлине нового кафедрального собора Воскресения Христова РПЦЗ на Гогенцоллерндамм, а также капитальный ремонт 19 православных храмов. При этом, храмы другой русской православной юрисдикции — Западноевропейского экзархата русских приходов — были конфискованы и переданы РПЦЗ.
Сохранились весьма интересные документы — благодарственные письма и воззвания христианских пастырей 1930–1940 годов. Вот первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) в 1938 году пишет благодарственные письма Гитлеру и нацистскому министру. В этот момент уже действуют сотни лагерей для «врагов нации» и лагеря смерти — Дахау, Бухенвальд и Заксенхаузен, где проводятся медицинские эксперименты над людьми, где тысячами убивают евреев, коммунистов, свидетелей Иеговы, цыган и любых других «грязнокровок».
И митрополит не может об этом не знать, хотя бы потому что годом ранее на русском языке в Париже опубликована книга белогвардейца Романа Гуля «Ораниенбург: Что я видел в гитлеровском концентрационном лагере».
И вот письмо Гитлеру «преемника апостолов»:
«Моления о Вас будут возноситься не только в сем новопостроенном храме и в пределах Германии, но и во всех православных церквах. Ибо не один только германский народ поминает Вас с горячей любовью и преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду.
Вы воздвигли дом Небесному Владыке. Да пошлет же Он Свое благословение и на дело Вашего государственного строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего народа. Да подаст Он Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многая лета».
Тот же митрополит — нацистскому министру:
«В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично, пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах».
Никакой политики и идеологии? Только «простая и чистая Истина Святого Православия»?
***
Ни концлагеря, ни два года кровопролитной войны, охватившей весь мир, не мешают иерархам РПЦЗ захлёбываться в славословиях:
«Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога… Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот» (парижский иерарх РПЦЗ митрополит Серафим Лукьянов приветствует вторжение в Россию);
«Во Христе возлюбленные братья и сестры! Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали — к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле… Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы!» (Воззвание к пастве Архиепископа РПЦЗ Серафима Лядэ, июнь 1941 г.);
«Да будет благословен час и день, когда началась великая славная война с III интернационалом. Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога!» (послание Митрополита Серафима Лукьянова, 1941 г).
***
Но не будем пристрастны. Деятели РПЦЗ не одиноки в своем духовном падении. Вот еще одни хранители «чистого Православия» — кинот святой Горы Афон — печалятся не о гибнущих людях, а о своей «автономии».
После захвата немцами Афона в апреле 1941 года афонские старцы шлют послание Гитлеру:
«Имеем исключительную честь обратиться к Вашему Превосходительству с горячей просьбой соблаговолить взять под свое высокое личное покровительство и попечение священное сие место, игуменами и представителями коего мы являемся, наследуя в этом основателям и благодетелям Священного этого места — византийским императорам и их преемникам. (…) Царя царствующих и Господа господствующих от всей души и сердца умоляем даровать Вашему Превосходительству здравие и долгоденствие на благо славного германского народа и подписываемся с глубоким уважением».
Уважение афонцев было столь велико, что известный афонский мастер резьбы по дереву монах Арсений Ксилоглиптис («резчик») из скита Малой Анны искусно вырезал деревянную икону Гитлера с надписью «о Адольф о мегас василиас» («Адольф — великий царь»), которая была подарена фюреру вместе с посланием Кинота.
И даже в 1943 году, когда только слепой и глухой мог не знать о миллионах невинных жертв, Афонские «ревнители православия» не стыдятся сказать:
«Синод св. общин на св. горе Афон наисердечно благодарит немецкие оккупационные власти… С большим удивлением следили мы за мужественной борьбой немецкой армии и ее союзников за освобождение России от безбожного большевизма. Всюду, куда входят немецкие войска, восстанавливается религиозная жизнь и церковные колокола начинают опять звонить. Германия и ее союзники взяли на себя защиту христианства… священная община на святой горе Афонской с уверенностью ожидает победы защитника христианства — немецкого Райха и союзников. Она молится, да благословит Господь победоносное оружие Вождя Райха» (ЦО, 1943 г., № 6. С. 8).
А вот белорусские священнослужители, собравшись на первый в истории Всебелорусский Православный Церковный Собор в Минске в 1942 г., шлют телеграмму Гитлеру:
«Первый в истории Всебелорусский Православный Церковный Собор от имени православных белорусов шлет Вам, господин рейхсканцлер, сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от московско-большевицкого безбожного ярма, за предоставленную возможность свободно организовать нашу религиозную жизнь в форме Святой Белорусской Православной Автокефальной Церкви и желает быстрейшей полной победы Вашему непобедимому оружию».
Только за январь 1942 года в Белоруси было расстреляно 33 тысячи евреев. И около полумиллиона с 1941 по начало 1943. Но ничей пепел не стучит в сердца белорусских христиан.
Любопытно, что на Украине национал-социалисты пользуются разногласиями и противоборством двух православных церквей — Автономной и Автокефальной (порвавшей с РПЦ). Ничего не напоминает?
100 тысяч человек было убито только в Бабьем Яру, почти 24 тысячи в городе Каменец-Подольский, около 7 тысяч — за два дня в поселке Корюковка на Черниговщине. Это на одной чаше весов. А на другой — 5,5 тысяч православных храмов открытых на территории Украины за время оккупации — просто расцвет христианства! Если он, конечно, зависит от количества храмов.
Но разве все православные христиане оставались слепы и глухи? Нет. Была мать Мария и священник Дмитрий Клепенин (спасавшие евреев). Был Илья Фондаминский (деятель «Православного дела», праведник, принявший крещение уже в концлагере и там погибший). Был будущий митрополит Антоний Сурожский (врач французского Сопротивления). Был Александр Шморель, организатор Белой розы».
Отметим любопытную деталь — эти люди творили дела любви, а не открывали храмы. Может быть поэтому им не нужно было петь гимны злу?
***
Ту же картину мы видим и среди протестантских церквей.
В 1932 году в Германии появляется национал-социалистическое движение «Немецких христиан», члены которого называют себя «штурмовиками Иисуса Христа». После того, как немецкое правительство принуждает все протестантские общины слиться в единую Протестантскую церковь Рейха, на выборах 33 года движение «Немецких христиан» получает большинство голосов в церковном руководстве почти всех немецких общин.
13 ноября 1933 года «немецкие христиане» провели в берлинском Дворце спорта митинг. На нем звучали призывы отменить Ветхий завет «с его торговцами скотом и сводниками» и пересмотреть Новый завет с целью привести учение Христа в «полное соответствие с требованиями национал-социализма». Были подготовлены тексты резолюций под девизом «Один народ, один рейх, одна вера». От пасторов потребовали дать клятву верности Гитлеру и отлучить новообращенных евреев.
Тогда же было подписано соглашение о присоединении к «Гитлеровской молодежи» 800-тысячной евангелической молодежной организации. Согласно этому соглашению, протестантские молодежные союзы имели право сохранить свои знамена и знаки различия. Два вечера в неделю и два воскресенья в месяц молодым протестантам отводились под их собственную работу, а остальное время они должны были быть задействованы в «Гитлерюгенде».
Весной 1938 года лютеранский епископ Мараренс повелел всем пасторам своей епархии дать личную клятву верности фюреру. В скором времени этой клятвой связали себя большинство протестантских священников.
В противовес этому была создана так называемая «Исповедующая церковь». Предполагалось, что она должна свидетельствовать о Христе. Однако на практике своей задачи она не выполнила. И свое христианство свидетельствовали лишь отдельные люди, имена которых нам хорошо известны — судья Лотар Крейссиг, берлинская диаконисса Марга Мёйзель, Элизабет Шмиц и Гертруда Штевен, Дитрих Бонхёффер и некоторые другие.
***
Не лучше обстояли дела и у католиков. Конкордат, заключённый между Святым Престолом и Третьим рейхом в 1933 году означал не только безоговорочное признание нацистского режима, но и полное подчинение немецкой католической церкви его нуждам.
Ватикан запретил германскому католическому духовенству заниматься «политической деятельностью». Немецких епископов утверждал Гитлер, и они обязаны были приносить присягу верности нацистскому правительству.
Католические организации по всей Германии вводили у себя фашистские атрибуты, церковь вывешивала нацистские флаги. Оппозиционные настроения среди католиков жестоко преследовались. Было объявлено об общности целей церкви и имперского правительства.
Когда 10 ноября 1938 года в стране прошла волна еврейских погромов («Хрустальная ночь»), никто из католических епископов не выступил с протестом. В годы войны папа Пий XII отказался публично осудить уничтожение евреев. А 13 ноября 1941 года папский нунций передал немецким епископам пожелание папы о том, что проводить заупокойные службы по евреям не следует.
Немецкий католический епископ Алоиз Гудал прямо заявлял:
«Против большевизма и коммунизма существует только одно средство — уничтожение».
В результате лояльности нацистскому режиму доходы католического духовенства были освобождены от налогов. Церковь получила также право преподавать религию в школах в духе воспитания патриотического и гражданского долга.
Ещё больше преференций от сотрудничества с фашистским режимом получила католическая церковь Италии. Наряду со значительными государственными дотациями ей были предоставлены широкие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением.
Тесная связь между фашистским режимом и церковью была характерна для Румынии, Венгрии и Испании.
В течение всей войны папа римский не осуждал преступления нацистов. Может быть одним из немногих исключений можно считать энциклику, выпущенную после начала Второй мировой. Да и то немецкий «Чрезвычайный союз католических священников» высказал возмущение тем, что папа выражает сострадание польскому населению, но не упоминает страдания немецкого народа, которому «навязали войну».
В то же время в католических монастырях нашли спасение тысячи евреев (они скрывались даже в Ватикане). Немецкий католический епископ Клеменс фон Гален открыто осуждал политику нацистов. Только в Польше погибло больше 2,5 тысяч католических священников и монахов. Но опять же, это был их личный подвиг, а не «дело церкви».
«Делом церкви» (помимо конкордата) было использование принудительного труда военнопленных в 800 католических и протестантских церковных заведениях. И весьма сомнительная в нравственном отношении помощь нацистским преступникам после войны.
Монсиньор Монтини (будущий папа Павел VI) при прямой поддержке папы дал указания Государственному секретариату Ватикана и Бюро по работе с беженцами выдать паспорта Ватикана целому ряду бежавших из Германии эсэсовцев и нацистов. Католические священники укрывали побежденных военных и партийных функционеров в монастырях, подготавливали маршруты передвижений и побегов.
Утверждают, что католический епископ Гудал выдал иностранные паспорта и удостоверения личности сотням нацистов. Он же скрыл в римской католической больнице бывшего вице-губернатора Польши штурмбаннфюрера СС барона фон Вехтера, которого повсюду разыскивали еврейские и союзные органы разведки.
Адольф Эйхман признался, что ему удалось бежать за океан в 1950 году с помощью священника-францисканца в Генуе. Эсэсовец Вальтер Кучман, обвинявшийся в уничтожении тысяч евреев и их депортации из Франции, смог перебраться в Аргентину через Испанию в 1948 году с помощью испанского Ордена кармелитов в монашеской одеждах. Вальтер Рауф скрылся с помощью генуэзского католического епископа. Гауптштурмфюрер СС Эрнст Прибке получил удостоверение на имя Отто Папе в Папской комиссии помощи.
Католическая церковь оказывала помощь таким беглым военным преступникам, как врач концлагеря Менгеле и пособник Эйхмана Алоиз Бруннер («лучший специалист по депортациям евреев»), «лионскому мяснику» Клаусу Барби и Францу Стенгелю — начальнику лагеря смерти Треблинка.
Мне кажется, есть все же громадная разница между милосердием к евреям, спасающимся от пыток и истребления, и помощью убийцам, которые скрываются от возмездия. И только духовная и нравственная слепота мешает почувствовать эту разницу.
***
Мне жаль, что у современных архиереев РПЦЗ (да и других христианских церквей тоже) такая короткая историческая память.
Память о своих ошибках помогает нам не раздувать горделиво щеки, не превозноситься над другими, не строить иллюзий и не смотреть на мир, Церковь и на себя (в этом мире и Церкви) через розовые очки.
В этом мире на всем протяжении его истории есть только одна несомненная Истина и Красота — это Христос. Он же — настоящий и единственный хранитель этой Истины и Красоты. Он спасает не человечество, не страны, не народы, не человеческие сообщества и институты, а человека.
Мы идём за Ним не толпой (в том числе, религиозной): каждый из нас лично принимает или отвергает Его призыв. И совершает «дела Любви», не ожидая энциклик, томосов, Патриарших посланий или заявлений Синода. Просто потому, что этого требует его сердце.
Христос пришел, чтобы создать Свою Церковь, и «врата ада не одолеют ее». Две тысячи лет каждая из христианских конфессий (и поместных церквей) утверждает, что именно она хранит Истину: ее церковь и есть Та Самая, Которую «не одолеют».
Но даже беглого взгляда на историю достаточно, чтобы увидеть — каждую из земных церквей (как структуру или институт) «врата ада» «одолевали» уже неоднократно. И «одолевают» прямо сейчас на наших глазах. И чем сильнее, мы склонны отождествлять ту или иную земную церковь с Церковью Христовой, тем сильнее разочарование. Мы теряем веру, если падают земные кумиры, которых мы сами же себе и творим. Не может устоять перед адом никакая земная церковь, потому что и добро, и зло не в церковных институтах, а в человеческих сердцах. Там же, где и «Царство Небесное». Там же, где и Церковь, которую «не одолеют».
Земная церковь лишь в той мере является Церковью Христовой, в какой мере каждый из нас, ее членов, несёт в себе «Образ Божий», следует «путем Христа», творит «дела Любви».
Поэтому мне кажутся бесплодными споры о том, в какой именно церкви следует искать спасения, который из патриархов «отпал от Церкви», сохраняется ли благодать в РПЦ, УПЦ или КП и т. п.
Мы не прославляем РПЦЗ, католическую церковь или какую-либо из лютеранских общин. Мы прославляем мать Марию (Скобцову), Илью Фондаминского, Дитриха Бонхеффера, Джузеппе Москати, Марию Пилар, Франца Егерштеттера. За их жизнь и смерть, за их свидетельство, за их дела, а не за принадлежность к каким-то церковным структурам.
Поэтому именно сейчас (а впрочем, и всегда) к каждому из нас, не понимающему, «где сохраняется Истина», куда идти, к какой церковной общине прилепиться, обращены слова Христа: «Иди и ты, делай также».