Перепечатано из телеграм-канала автора.
Власть
Предварительно кратко изложу принципы политического устройства такого государства. В целом предусмотрена трехступенчатая система политической власти — за исключением мегалополисов, где должен быть предусмотрен промежуточный этаж в виде городских районов.
Основой Республики являются муниципальные образования (общины, коммуны, комьюнити — нужное подчеркнуть) — объединение граждан, проживающих на одной территории, связанных инфраструктурой, численностью от 3 тыс. до 30 тысяч человек. (На примере России я бы предложил взять за основу территории, обслуживаемые почтовыми отделениями, которые образовывались естественным путем. На сегодня их около 40 тысяч на 140 млн населения.) Так как население России распределено очень неравномерно, то местные общины будут объединяться в районные общины, а в городских агломерациях типа московской и питерской — в городские районы, обладающие правами отдельных регионов. Но пока, чтобы не утяжелять текст, примем размер средней общины в 30 тыс. человек.
Политическое руководство общины занимается вопросами обустройства территории, ремонта местных дорог, обеспечения жильем граждан общины и т. п., определяет размер арендной платы за землю и муниципальное имущество, правила торговли и т. д., а также решает прочие проблемы, касающиеся жизни местных жителей в рамках полномочий, определяемых общереспубликанскими законами.
Второй уровень власти — регионы.
Регион — это объединение граждан, проживающих на одной территории, связанных инфраструктурно, экономически и культурно, численностью от 300 тыс. человек. Политическое руководство региона определяет ставки региональных налогов, согласовывает выдачу лицензий на разработку полезных ископаемых, принимает правила, регулирующие жизнь жителей региона, если они не противоречат общереспубликанским законам.
Высший орган власти — республиканский. Парламент (дума, собрание, совет) Республики, состоящий из двух палат. (Как вариант, конкретно в России может быть введена третья палата — палата национальностей с правом вето.)
Верховная палата Республики состоит из глав регионов или их полномочных представителей.
Нижняя палата Республики состоит из депутатов, выбранных всенародным голосованием.
Основные законы Республики принимаются нижней палатой. Верховная палата (и палата национальностей, если она будет) имеют право законодательной инициативы и право вето.
Главой исполнительной власти является президент, избранный депутатами нижней палаты и утвержденный верховной палатой. Полномочия пусть прописывают юристы, но фигура президента должна быть больше представительской, чем решающей.
Об избирательной системе
Первое: все выборы проводятся прямым открытым электронным голосованием (в нашем примере — через «Госуслуги»). Открытым не значит, что любой человек может увидеть, кто и как голосовал, но каждый гражданин может отследить, кому ушел его голос, и независимые наблюдатели могут проверить, как посчитаны результаты голосования.
На уровне общин выбирают либо депутатов местного совета, либо просто главу общины (в зависимости от численности общины) — всеми гражданами, зарегистрированными на территории общины (неважно, временно или постоянно) из расчета один депутат на 3000 потенциальных избирателей. Главу общины, если его не выбирают граждане, выбирают депутаты общины из своего числа.
Региональное собрание на 50% состоит из глав общин (или их полномочных представителей). Финансирование их деятельности лежит на общинах. 50% избирается гражданами региона от избирательных объединений.
Нижняя палата Республики выбирается гражданами от избирательных объединений. А теперь об этих объединениях. Это, собственно, основная политическая новация.
Любой гражданин Республики имеет право зарегистрировать на «Госуслугах» избирательное объединение, отрыть расчетный счет такого объединения и подать заявку на участие в выборах (либо в республиканских, либо в региональных, либо и там, и там). Чтобы поучаствовать в выборах, избирательное объединение должно набрать на «Госуслугах» не менее 10 тысяч подписчиков для участия в республиканских выборах, а подписчики — это граждане, готовые платить, допустим, 150 рублей в месяц на содержание своего депутата в Госдуме, и не менее 5 тысяч подписчиков для участия в региональных выборах, готовых оплачивать, допустим, 100 рублей в месяц на содержание своего депутата.
Гражданин Республики имеет право на выборах участвовать не более чем в двух избирательных объединениях, — одно для выборов в региональное собрание, второе — для выборов в Госдуму.
В случае выборов в Госдуму объединение, набравшее число подписчиков, кратное 10 тысячам, выдвигает своих представителей в Госдуму в соответствующей пропорции. В региональные собрания регистрация проходит по той же схеме, но с другими цифрами.
Дальше схемы выборов немного различаются.
В Госдуму проходят только те депутаты, за которых проголосовало (то есть обязалось оплачивать его деятельность) не менее 10 тысяч избирателей. В региональные собрания проходят депутаты в количестве, равном депутатам от общин, набравшие максимальное количество голосов.
Количество депутатов Государственной думы не должно быть строго определено — в отличие от депутатов региональных собраний, представляющих избирательные объединения, чье количество регламентировано количеством депутатов от общин.
Дополнительно у граждан есть право отозвать депутата своего избирательного объединения, если наберется две трети от проголосовавших за него избирателей, которым не нравится его деятельность, и готовых заплатить за его отзыв.
Как это должно работать
Сначала на республиканском уровне (мы же мыслим масштабно!).
Предположим, у нас есть общество аквариумистов, инициатор от которого призвал членов общества поучаствовать в выборах; сайт любителей фантастики со своими интересами; Движение любителей дикой природы за все хорошее против всего плохого; и есть партия «Голимая Республика», которая тоже участвует в выборах (а ещё полсотни других избирательных объединений разного уровня масштабности).
Общество аквариумистов набирает 18 тысяч подписчиков и может выдвинуть одного кандидата в депутаты Госдумы; сайт любителей фантастики набирает 11 тысяч подписчиков и тоже выдвигает своего кандидата; Движение любителей дикой природы собирает 80 тысяч подписчиков и выдвигает 8 кандидатов; партия «Голимая Республика» набирает 3 миллиона подписчиков и выдвигает 300 кандидатов.
На выборах за председателя общества аквариумистов голосуют (и обязуются платить ежемесячно те самые 150 рублей, — они у них автоматически списываются с карты) десять с половиной тысяч человек. Он проходит в Госдуму. Эти деньги — его бюджет как депутата (зарплата, командировки, агитация и т. п.).
Представитель сайта любителей фантастики набирает 8 тысяч голосов и в Думу не проходит, но донаты всё равно приходят на счет избирательного объединения в течение избирательного цикла и могут быть использованы для агитации и подготовки следующих выборов.
За двух наиболее медийно известных представителей Движения любителей дикой природы отдают свои голоса 70 тысяч избирателей, остальные 6 кандидатов не проходят избирательный порог. Всего в голосовании за Движение принимает участие 75 тысяч человек, и эти одиннадцать с копейками миллионов рублей в месяц остаются в распоряжении двух избранных депутатов на обеспечение их представительской деятельности.
У партии «Голимая Республика» непосредственно в выборах поучаствовало 2,5 миллиона избирателей: за первого кандидата проголосовало миллион человек, за второго — 300 тысяч, за третьего — 50 тысяч, дальше по убывающей. По итогу в Госдуму проходит только 10 депутатов (но с солидным бюджетом — все донаты проголосовавших избирателей в их распоряжении).
Предположим, что от «Голимой Республики» в депутаты прошли 3 политика, 4 спортсмена, 2 актёра и 1 космонавт. Из них активно в политической деятельности участвует только половина депутатов. Представим, пятым в списке прошел актер с 30 тысячами голосов, который на заседаниях Думы появляется через раз, а избирателям рассказывает, что государство им ничего не должно. Находится инициатор от партии, который предлагает отозвать бестолкового депутата. Для этого ему надо собрать голоса 20 тысяч избирателей (только этого избирательного объединения), готовых единовременно заплатить, например, пятьсот рублей в Фонд поддержки демократии, но отписаться на остаток избирательного цикла от финансовой поддержки своего избирательного объединения. Это вполне реально.
А отозвать депутата от небольшого избирательного объединения получится, только если он либо вообще не появляется на заседаниях парламента, либо если он действует наперекор воле всех своих избирателей.
Чем меньше избирательное объединение, тем меньше рисков на отзыв депутата. И тем меньше финансовые ресурсы.
Партии вождистского типа будут иметь меньше депутатов, но больше финансовых ресурсов на обеспечение их деятельности, малые объединения рискуют не пройти в парламент вообще, а преимущество будет у политических объединений с конкретно поставленными целями, имеющих устойчивую группу единомышленников, то есть избирателей.
Как эта схема будет работать на региональном уровне
У нас есть Республика Нижних Болот, в которой проживает 850 тысяч человек, полмиллиона из них — избиратели. 29 общин. В качестве избирательных объединений смогли зарегистрироваться пятнадцать организаций, — партия «Голимая Республика» (100 тысяч донаторов), партия «Надутая Груша» (40 тысяч донаторов), экологическое движение «Свалки — в помойку!» (12 тысяч донаторов), Общество защиты чёрных ворон (8 тысяч донаторов) и ещё 11 организаций, преодолевших порог в пять тысяч голосов.
По итогам выборов по мажоритарным округам мы имеем двести депутатов муниципальных собраний и 29 глав общин, которые входят в региональное законодательное собрание (либо их представители).
«Голимая Республика» выдвигает 20 кандидатов в депутаты, «Надутая Груша» — 8 кандидатов, «Свалки — в помойку! — 2 депутатов, остальные объединения — по одному кандидату.
После подсчета голосов (т. е. когда избиратели подпишутся на ежемесячную оплату за интересного им кандидата в депутаты) набравшие максимальное количество голосов кандидаты становятся депутатами. От «Голимой Республики» трое человек набирают 60 тысяч голосов, остальные 17 — меньше тысячи, от «Надутой Груши» — два человека набирают 30 тысяч голосов, один — 4 тысячи, остальные — меньше тысячи. От «Свалки — в помойку!» оба кандидата получают по 4500 голосов, остальные объединения получают чуть меньше пяти тысяч голосов за своего кандидата.
По итогу в региональном собрание помимо глав Общин будет 13 независимых депутатов, 6 партийных лидеров и 10 рандомных партийных аутсайдеров.
Как должна происходить избирательная кампания
Сроки голосования на выборах депутатов местных общин могут назначаться совершенно произвольно, хотя это и будет создавать чехарду в региональных собраниях, так что это вопрос дискуссионный.
А вот единый день голосования для регионов и день голосования на выборах в республиканский парламент я бы предложил разнести на полгода и определить, например, как 1 марта и 1 ноября, чтобы не путать граждан, чтобы они могли отчетливо понимать, за кого они голосуют.
Избирательные объединения должны быть зарегистрированы не менее чем за три месяца до дня голосования, в котором участвуют. Для каждого объединения на Госуслугах создаётся своя страница, на которой публикуется информация для избирателей (программа избирательного объединения, его цели и задачи, политические лидеры, новости и т. п.) либо ссылка на собственный сайт самого объединения.
В течение двух месяцев избирательное объединение проводит агитацию любыми законными способами, чтобы привлечь граждан к вступлению в свои ряды. Снова уточняю, что на этом этапе граждане, записавшиеся в избирательное объединение на «Госуслугах», еще не подписываются на оплату, а только выражают согласие участвовать в выборах.
За месяц до дня голосования по итогам регистрации избирателей автоматически определяется количество кандидатов в депутаты, которые может выставить избирательное объединение (кратно 5 тысячам или 10 тысячам зарегистрированных избирателей в зависимости от уровня выборов), и избирательные объединения представляют гражданам своих кандидатов в депутаты, а те регистрируются на «Госуслугах», получают там свою персональную страницу и начинают агитационную кампанию.
В этот период граждане имеют право переходить из одного избирательного объединения в другое или вообще отказаться от участия в выборах; на количество кандидатов в депутаты от избирательного объединения это уже никак не влияет.
В назначенный день голосования с 00.01 до 23.59 зарегистрированные избиратели отдают голос за конкретного кандидата, автоматически подписываясь на оплату его деятельности. В течение этих суток на персональных страницах кандидатов в режиме онлайн показывается, сколько голосов за него отдано. Это поможет гражданам правильно распределять голоса. С началом новых суток депутаты, прошедшие в региональное собрание, уже определены, в 8.00 официально объявляются результаты выборов.
Дальше инаугурация и передача полномочий.
А коррупция?
Защищает ли предложенная схема от покупки голосов? Конечно, нет. Но цена таких голосов будет запредельной. Предположим, по поручению власти корпорация выплачивает своим работникам премию в размере двухкратной оплаты за голосование за нужного депутата на избирательный цикл (грубо 150×12×5×2 = 18 000 рублей за голос, т. е. 180 миллионов за место в Госдуме). От денег мало кто откажется, но после выборов профсоюзный деятель предложит отозвать купленного депутата и с легкостью наберёт необходимые 7 тысяч избирателей, голосовавших за партию власти. Если же это депутат от самой корпорации, лоббирующий в Думе или региональном собрании её интересы, это нормальный политический процесс.
Такая схема политического представительства, с одной стороны, не отменяет всеобщего избирательного права (а на уровне местного самоуправления и не ограничивает), а с другой стороны, — вводит ценз на активное избирательное право, увязывая его с обязанностью гражданина платить за свой выбор. Хочешь участвовать в политической жизни государства или хотя бы региона, подтверди это материально; не готов тратиться, — принимай те решения, которые примут без тебя.
Такая система позволит участвовать в политической жизни страны тем сообществам, которые сегодня из неё практически исключены, повысит инклюзивность государственных институтов и зависимость бюрократии от избирателей.
На первом этапе я бы предложил в течение пробного периода (например, десяти лет) ограничить избирательный цикл двумя годами, чтобы граждане смогли убедтиься в преимуществах или найти недостатки предлагаемой модели. Тем более, что избирательная кампания в такой схеме не предусматривает никаких дополнительных расходов.
Три ключевых момента
- В выборах смогут участвовать любые политические и общественные движения, выражающие интересы разных групп граждан.
- В такой модели полностью исключена возможность фальсификаций, — отдавая свой голос, гражданин сразу видит, как его учли.
- Участие в выборах, — это не только право, но и ответственность гражданина. Парламент финансируется непосредственно избирателями и зависит только от них, а не от государственного аппарата.