Тихановский стал известен как блогер незадолго до президентских выборов пятилетней давности. Его популярность стремительно росла, чему способствовал кризис в традиционной оппозиции. В преддверии той кампании Александр Лукашенко решил, что настоящих буйных мало, и их надо превентивно изолировать. Тихановскому впаяли 18 лет лишения свободы за «организацию массовых беспорядков», хотя на момент его ареста еще и массовых уличных акций по сути не было.
Освобождение блогера обсуждалось белорусскими властями уже в конце 2020-го. Им нравилось думать, что возвращение из тюрьмы Тихановского с его известным характером разрушит и без того хрупкий баланс в политической эмиграции. Тогда помешал именно крутой нрав Тихановского: уже находясь за решеткой, он в разговоре с адвокатом заявил о намерении в будущем посадить младшего сына Лукашенко, которому на тот момент было 16 лет.
Этот разговор был записан, его фрагмент продемонстрировали по государственному телевидению. Идею с освобождением Тихановского положили в очень долгий ящик.
Сейчас пропаганда уверяет, что «Лукашенко опять всех переиграл», и в среде белорусской оппозиции «начнется мочилово». В том же духе в своем телеграм-канале высказался, например, член Совета по внешней и оборонной политике Сергей Марков:
«Что будет делать честный политик Сергей Тихановский?.. Он, кстати, вел себя в тюрьме очень достойно. Я его знаю лично. Он реальный и крутой».
Похоже, Марков (и Москва) ориентировался на то, что Тихановский до тюрьмы ни в каких антироссийских настроениях замечен не был, имел связи с РФ по бизнесу и даже однажды съездил в Крым уже после его аннексии.
Но с тех пор многое изменилось. На пресс-конференции в Вильнюсе де-факто высланный из Беларуси после помилования Тихановский заявил:
«Освобождение Беларуси не может начаться, пока не обрушится путинский режим… Если бы не Путин, то мы бы сейчас здесь не сидели бы — все бы закончилось в 2020–2021 году».
В общем Марков поспешил с комплиментами и сел в лужу. «Честный, реальный и крутой» настроен теперь резко против Кремля.
Сергей Тихановский рассказал, что в колонии его обрабатывали в духе «офис [лидера оппозиции Светланы Тихановской] непонятно чем занимается, воруют». Сиделец решил перехитрить силовиков и заявил им: «Я видел это в газетах, читал, да. Говорю — приеду и руку там никому не подам… Они меня выпускают и думают, что я сейчас приеду и разлад тут какой-то сделаю… Идиоты!»
Тем не менее последствия у освобождения блогера с крутым характером в любом случае будут: вопрос лишь в том, для кого в большей степени. Нужно самому быть идиотом, чтобы, зная о надеждах власти, начать исполнять ее план. Тихановский в моменте, скорее всего, искренне уверен, что этого не произойдет.
Но его кипучий нрав тюрьма едва ли смягчила. Постепенно Тихановский начнет высказывать свое видение ситуации и, как минимум, к спорам внутри оппозиционных штабов это приведет с очень высокой долей вероятности. Вопрос лишь в том, выплеснется ли это в публичное пространство и насколько сильными окажутся разногласия.
Сергей Тихановский — мина замедленного действия. Рано или поздно он неизбежно взорвется. И тогда многое зависит от того, в каком направлении полетят осколки.
Опыт показывает, что политическая эмиграция — довольно конфликтная среда сама по себе. Нанести власти чувствительный удар из-за границы гораздо сложнее, чем дотянуться до «единомышленников». Соблазном для Тихановского будет и то, что слабых мест у беларуской оппозиции хватает. Критиковать ее есть за что, и это может стать самым простым выходом для блогера. «Я сам центр, я сам огонь», — подчеркивает Тихановский. Кому станет жарко от этого пламени, увидим уже в ближайшее время.
…А Лукашенко тем временем продолжает плести паутину, рассчитывая использовать политзаключенных как товар. Цена их свободы — контакты с Западом, которые правителю Беларуси нужны не столько сами по себе, сколько как средство, позволяющее расширить поле для маневра в отношениях с Кремлем.
Особенность абсолютной монархии заключается в том, что решения и принимаются, и меняются очень быстро. Еще недавно освобождение политзаключенных было поставлено на паузу, поскольку на предыдущие шаги такого рода реакция Запада была минимальной: приняли к сведению.
Но Лукашенко хочет заключить свою сделку с «мастером сделок» Дональдом Трампом. Диктатор способен за 15 минут скорректировать курс. Сохранение власти в любом случае остается его главной целью. Именно ради этого и освободили Тихановского.