Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Жертвами национализации «Южуралзолота» могут стать 220 тысяч частных инвесторов

Не все инвестиции в России превращаются в золото
Не все инвестиции в России превращаются в золото Станислав Красильников / ТАСС

Национализация одной из крупнейших золотодобывающих компаний страны «Южуралзолота» (ЮГК) – Генпрокуратура требует обратить в доход государства долю ее основного владельца Константина Струкова – может затронуть россиян, вложивших деньги в ее акции. Их, по данным самой компании, более 220 тыс.: в ноябре 2023 г. ЮГК провела IPO, и в конце прошлого года в свободном обращении находилось 10,2% ее акций, в том числе 5,8% принадлежали физическим лицам.

Стоимость их инвестиций уже снизилась более, чем на треть – акции компании подешевели на 35%, после чего Московская биржа по предписанию ЦБ приостановила торги ими. Этим может не ограничиться. Один из крупнейших брокеров, ВТБ обособил акции ЮГК, переведя их на неторговый раздел счета депо: продать их нельзя даже когда торги возобновятся. Это произошло из-за неких обеспечительных мер, суть которых не раскрывается. Инвесторы стали получать отчеты депозитария (один из них опубликовал РБК) о том, что их акции арестованы. ВТБ подтвердил арест акций в том числе у миноритариев. Об аналогичных проблемах у клиентов сообщил брокер Альфа-банка.

«Финам» пока не получал от депозитария Мосбиржи, НРД информации об аресте акций клиентов, хотя обычно НРД уведомляет о таких событиях сразу весь рынок, цитирует РБК замдиректора инвестиционной компании Дмитрия Леснова. Информации от других брокеров пока нет.

Прецедент изъятия акций у инвесторов, купивших их на бирже, уже есть. В прошлом году суд по иску прокуратуры изъял в пользу государства акции Соликамского магниевого завода (СМЗ), в том числе у примерно 2000 частных инвесторов. «Нас это беспокоит», — говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, но сделать она пока ничего не смогла.

ЦБ и Ассоциация розничных инвесторов (АРИ) поначалу считали, что миноритариям ЮГК не грозит ничего страшного. АРИ оценивала риски для розничных инвесторов как «умеренные». Первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин говорил, что «прямых угроз» розничным инвесторам нет, а остальное ЦБ не касается: государство имеет право защищать свои интересы.

Тем не менее АРИ называла кейс ЮГК «очень чувствительным» для рынка, поскольку возникающие риски для розничных акционеров могут существенно повлиять на их интерес к будущим IPO российских компаний.

Одна из поставленных Владимиром Путиным национальных целей – удвоение капитализации фондового рынка к 2030 г. Среди методов ее достижения – увеличение числа торгуемых компаний, проведение IPO. ЦБ и Минфин обсуждают перенос части господдержки с субсидирования ставок по кредитам на помощь в проведении IPO. ЮГК была одной из немногих компаний, которая вышла на биржу после начала войны. ВТБ включал их в топ-10 самых перспективных на российском рынке.

С уходом иностранных инвесторов основными участниками рынка акций стали частные инвесторы: на них, по данным биржи, приходится примерно 70% оборота. Чтобы привлечь средства населения в экономику, особенно «длинные» деньги, власти продвигают программу долгосрочных сбережений (ПДС). Ради этого они готовы предоставлять налоговые льготы и даже доплачивать инвесторам – добавлять к вложенным ими в ПДС деньгам аналогичную сумму (до 36 тыс. руб. в год).

Риски, связанные с национализацией, перечеркивают эти усилия. «Это очень важный фактор, который влияет на доверие розничных инвесторов на фондовом рынке. Если мы хотим привлечь ресурсы для развития, и в том числе использовать возможности рынка капитала, конечно, сохранение этого доверия суперважно», – комментировала Набиуллина кейс СМЗ.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку