Среди 137 тысяч российских военных, вернувшихся с украинского фронта, устроиться на работу смогли менее 50 тысяч человек, следует из слов замглавы Минтруда РФ Ольги Баталиной. «На текущий момент у нас обеспечены занятностью свыше 48 тысяч вернувшихся наших участников специальной военной операции», — сказала чиновница во время заседания президиума Совета законодателей России.
По словам Баталиной, не все демобилизованные могут начать работать, так как некоторые из них находятся на реабилитации и проходят социальную адаптацию. За ушедшими на войну россиянами сохраняются рабочие места, однако таковые до подписания контрактов с Минобороны были не у всех, отметила она.
В конце июня глава управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков сообщил, что с фронта вернулись около 137 тысяч участников войны. Он призвал власти помочь им с трудоустройством, указав, что многие вернувшиеся домой моложе 35 лет и им нужна высокооплачиваемая работа. Если верить этим данным и информации от Баталиной, трудоустроиться смогли чуть более 35% приехавших с фронта военных, или лишь каждый третий из них.
При этом данные о нашедших работу «на гражданке» участниках вторжения в Украину, озвучиваемые госчиновниками, разнятся. Так, согласно июньскому отчету вице-премьера Татьяны Голиковой, по состоянию на 1 мая работой удалось обеспечить 57% демобилизованных военных. Четыре из пяти устроенных «ветеранов СВО» подписали трудовой договор, а остальные 20% выбрали форму самозанятости, ИП или сочетание нескольких видов деятельности, отметила Голикова.
В декабре 2024 года президент Владимир Путин дал правительству и фонду «Защитники Отечества» поручение о разработке плана для повышения уровня трудоустройства участников «СВО». В июне российский премьер Михаил Мишустин доложил о готовности плана, повторив данные Голиковой.
В апреле глава фонда и замглавы Минобороны Анна Цивилева сообщила, что работу также смогли найти 47% участников боевых действий с тяжелой инвалидностью, которые прошли реабилитацию.
В то же время региональные чиновники жалуются на проблемы с трудоустройством участников войны. В марте омбудсмен по Татарстану Сария Сабурская пожаловалась, что возвращающиеся из Украины военные, которых завербовали в колониях, не спешат устраиваться на работу, а часть из них вообще никогда не работали, не имеют образования и трудовых навыков. По ее словам, компании «неохотно» принимают «ветеранов» с истекшим контрактом, несмотря на погашенную за участие в боевых действиях судимость.