Европейский союз внес в санкционный список международную платежную платформу A7, запущенную российским банком ПСБ в 2024 году. Об этом сообщает Совет ЕС. A7 оказалась под европейскими ограничениями в числе компаний и лиц, связанных с молдавским бизнесменом Иланом Шором. Как указали в ЕС, платформа имеет «многочисленные связи с Москвой» и использовалась в схеме подкупа избирателей во время президентских выборов и референдума о вступлении Молдовы в Евросоюз.
Платежная система A7 была создана как инструмент для трансграничных расчетов, направленный, по утверждению ПСБ, на обеспечение своевременных и бесперебойных расчетов российских экспортеров и импортеров с зарубежными партнерами. Вместе с платформой был запущен стейблкоин A7A5 — первый в мире цифровой актив, привязанный к курсу российского рубля.
Учредителем ООО «А7» является Илан Шор — об этом свидетельствуют данные СПАРК. Он также возглавляет компанию «А7-Кыргызстан», которая выступила гарантом выпуска рублевого стейблкоина A7A5. Сам банк ПСБ ранее уже был включен в санкционные списки ЕС и США.
Как писала Financial Times, через A7A5 всего за несколько месяцев прошло операций на сумму $9,3 млрд. Основной объем транзакций приходился на кыргызскую криптобиржу Grinex, которую издание называет преемницей закрытой российской платформы Garantex.
Илан Шор — пророссийский политик и предприниматель из Молдовы. Он является основателем партии «Шор», которую Конституционный суд Молдовы летом 2023 года признал незаконной. Власти страны также неоднократно обвиняли Шора в попытках саботировать евроинтеграцию Молдовы.
В 2017 году Илан Шор был приговорен в Молдове к семи с половиной годам тюремного заключения за банковское мошенничество. Однако, воспользовавшись правом на обжалование, он был переведен под домашний арест. В июне 2019 года Шор бежал из страны. В апреле 2023 года Апелляционный суд заочно приговорил его к 15 годам лишения свободы по тому же делу.
Весной 2024 года стало известно, что Илан Шор получил российское гражданство. В том же году, по данным Financial Times, он участвовал в переговорах с кыргызским Keremet Bank с целью создания финансового центра для обхода санкций, через который Россия могла бы оплачивать импорт и получать средства за экспорт. В январе 2025 года против этого банка были введены санкции США.