Гонка зарплат, в ходе которой они в 2023-2024 гг. выросли на 8,2% и 9,1% в реальном выражении (с поправкой на инфляцию), возможно подходит к концу. Дефицит кадров сохраняется, но становится менее острым, полагает Центробанк, экономика замедляется, а спрос падает – в таких условиях у компаний все меньше стимулов удерживать сотрудников рублем, а у многих такой возможности уже просто нет.
Все больше предприятий выбывают из «зарплатной гонки», поскольку возможности переноса растущих издержек на оплату труда в отпускные цены постепенно исчерпываются, констатировал ЦБ. В апреле рост реальных зарплат составил 4,6% в годовом выражении.
По мнению ЦБ, признаки уменьшения напряженности на рынке труда в последние месяцы стали более выраженными. К ним регулятор относит сокращение потребности работодателей в работниках и количества активных вакансий. Из этого регулятор делает вывод, что в результате уровень конкуренции за рабочие места повысился и в большинстве регионов стал умеренным. Его регулярные опросы более 10 тыс. предприятий фиксируют снижение доли тех, кто жалуется на дефицит кадров (с 69% в январе до 66% в июне). Во II квартале предприятия отмечали рост обеспеченности персоналом, отмечает ЦБ.
Это происходит во многом из-за резкого замедления экономики. «У многих респондентов потребность в сотрудниках уменьшилась из-за снижения спроса на продукцию», – пишет ЦБ и констатирует: в этих условиях рост фактических и предлагаемых зарплат замедлился, а «планы предприятий по занятости и увеличению оплаты труда стали более сдержанными». Ряд компаний, собиравшихся повышать зарплаты, теперь рассчитывают обойтись без этого, другие отказываются от найма, вводят режим неполной занятости, предоставляют внеплановые отпуска или перешли к увольнениям. Выросла доля тех, кто ожидает сохранения числа занятых без изменений (65% против 62% в январе) и планирует сократить число работников (до 11,5% с 6,9% в январе). Это наиболее характерно для добычи полезных ископаемых, машиностроения и фармацевтики, уточняет ЦБ.
Крупная шахта в Якутии из-за падения спроса и цен на уголь отказалась от запланированного повышения зарплат; из-за сокращения спроса предприятие пищевой промышленности Ульяновской области отложило запланированную на апрель индексацию зарплат до сентября, а деревообрабатывающая компания из Кировской области – полностью отменила, застройщики Сибири стали повышать оплату труда только работникам сезонных бригад (на 5–10%), перечисляет ЦБ. Количество занятых в торговле за год уменьшилось – во многом из-за массового закрытия автосалонов; крупный приборостроительный завод во Владимирской области после уменьшения числа заказов отказался от планов нанять дополнительный персонал, приводит примеры ЦБ. Крупному изготовителю сельхозтехники на Юге (ЦБ никогда не называет конкретные компании – это был «Ростсельмаш») пришлось перенести отпуска сотрудников с августа-сентября на июнь, чтобы оптимизировать затраты и сохранить кадры в условиях обвала продаж сельхозтехники.
Опрос S&P Global показал, что компании в июне сокращали численность работников, причем темпы самыми быстрыми темпами с апреля 2022 г.
О неизбежном скором финише «гонки зарплат» предупреждал и близкий к властям аналитический центр ЦМАКП. В составе ВВП оплата труда наемных работников практически вытеснила все остальные компоненты доходов (прежде всего, валовую прибыль), отмечает ЦМАКП: «Подобная ситуация ранее наблюдалась только в периоды кризисов и свидетельствует, одновременно, об ограниченности ресурсов для дальнейшего повышения оплаты труда». Многие не выдерживают темпа роста зарплат, взятого в последние два года, говорила еще в конце прошлого года профессор МГУ Наталья Зубаревич: «Уже воют в голос торговые сети, колоссальные проблемы в логистике».
Аналитики не спешат с выводами о снижении кадрового кризиса. В последнем опросе (11-15 июля, его тоже проводил ЦБ) они понизили прогноз роста реальных зарплат в этом году с 3,2% до 3%. Оперативные индикаторы сложно интерпретировать, например, количество вакансий перестало расти, но что это значит: снизился спрос на труд или компании не открывают вакансии, понимая, что никого не найдут, рассуждала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. То же, по ее мнению, и с резюме: «Такое ощущение, что сотрудники размещают больше резюме в попытке найти лучшие условия. И, вполне возможно, они их получают, – говорит Орлова. – Люди сейчас уверены, что найдут работу и у них всегда будет доход». Обеспокоенность россиян проблемой безработицы вблизи исторических минимумов, показал июньский опрос «Левада-центра».
Компании постепено выбывают из зарплатной гонки, но большинство пока остаются в ней. Опрос предприятий зафиксировал усиление дефицита кадров в сельском хозяйстве, металлургии и химической промышленности, пишет ЦБ, связывая это с оттоком специалистов в другие отрасли и ростом потребности в персонале в этих отраслях, где сохраняется высокий спрос, в том числе со стороны государства. Отток кадров в московскую и питерскую агломерации породил их дефицит в соседних регионах, констатирует ЦБ.
Те компании, которые все-таки планируют существенное увеличение оплаты труда, объясняют это значительным кадровым дефицитом и сложностью автоматизации операций, отмечает ЦБ, приводя в пример металлургическую и обувная компании, которые планируют поднять зарплаты на 20% и даже больше.