Прошло девять месяцев с тех пор, как я написал, что цивилизация (под которой я понимаю страны с «открытым доступом» — либеральной демократией и конкурентной рыночной экономикой, а также те, кто, как Украина, к этому идеалу стремится) может отразить набирающий ход крестовый поход домодерных варваров, возглавляемый Кремлем и подпитываемые Китаем, только если сможет быстро «отрастить яйца», в первую очередь, в автоматизированном производстве автоматизированного оружия.
Как же обстоят дела сейчас?
Похоже, что не плохо, а очень плохо, даже не смотря на тектонический поворот в мышлении европейских лидеров (но, к сожалению, пока не избирателей — а это важно!).
С одной стороны, РФ вынужденно освоила новый вид войны — дроновую, против которой ее потенциальные жертвы пока что бессильны — кроме, конечно, Украины, которая, собственно, и сделала этот прорыв. Заметьте, что Кремль не пополняет потери тяжелой техники на фронте, а вместо этого собирает ее (в том числе все новые танки и БТРы) поближе к границам балтийских стран и Финляндии — с очень прозрачной целью. Он надеется, что там все это еще пригодится, ведь на тех будущих фронтах со стороны цивилизованного мира не будет миллионов FPV, как в Украине. А со стороны варваров — будут. Плюс, у них есть такие испытанные в боях «вундерваффе», как «Шахеды», корректируемые авиабомбы и связки «разведывательный дрон — артиллерия или ракеты».
Тем временем Польша и другие цивилизованные страны выбрасывают миллиарды долларов на подготовку к прошлой войне, а в США лобби военных подрядчиков направляет ресурсы правительства в сферу того, что они умеют делать лучше всего: сверхдорогие масштабные проекты. Которые нейтрализуются асимметричным ответом вроде взрыва ядерного заряда в космосе против «роя спутников».
С другой стороны, Китай выразительно продемонстрировал свою железную хватку за те самые яйца в споре вокруг «редкоземельных» (на самом деле — не только, просто достаточно редких тоже) элементов с США. В ответ на попытку ограничить доступ варваров к новейшим, пока недоступным им, технологиям он заблокировал экспорт критически важных ресурсов в США — и выиграл. Значит, не напрасны были его многолетние стратегические усилия по монополизации критически важных ресурсов…
Плюс, в части внедрения роботов китайцы, как ни противоестественно это выглядит с точки зрения экономики, но далеко обогнали большинство цивилизованных стран, где, казалось, бы, замещение непосильно дорогого ручного труда машинами должно было бы происходить куда быстрее. Боюсь, что и в развитии военных роботов они преуспели не меньше, и скоро мы именно там, а не в Европе, где им надлежало бы быть, увидим роботизированные заводы, где роботы делают роботов, в том числе и военных, в неограниченном количестве. А электронные компоненты для них цивилизованные страны продолжат продавать либо из жадности, либо под давлением — в обмен на ресурсы. Ну, или Китай захватит Тайвань и решит эту проблему раз и навсегда.
Да, наверное, его техника будет несколько менее совершенна, чем лучшие образцы из развитых стран, но зато ее в разы больше.
В таких условиях Путин не будет ждать 2030 г. для того, чтобы продолжить свои имперские игры. Если он, не дай Бог, в какой-то мере победит в Украине, то, вдохновленный успехом, тут же бросится его закреплять в Балтийском регионе. Если он вынужден будет таки пойти на уступки (например, замороженный конфликт по линии фронта), то только в обмен на полное снятие санкций, что позволит ему вдохнуть кислороду — и с удвоенной энергией ринуться в следующий бой. Тем более что недовольство поражением нужно будет чем-то гасить, переключать внимание на следующую авантюру — как было с провалом проекта «Новороссия», который «закусили» вторжением в Сирию.
Но не надо думать, что затягивая войну в Украине, европейцы обязательно выигрывают время. Вспомним, что Путин вместо того, чтобы фиксировать потери, всегда удваивает ставки — и до сих пор это срабатывало…
Поэтому, в частности, если война в Украине будет продолжаться и затягиваться, то он вполне может ударить по нашим союзникам, чтобы отвадить их от помощи. Или, например, пробить жизненно важный для его экономики балтийский морской коридор для экспорта нефти по цене выше «потолка» — в случае, если у Европы хватит смелости его закрыть, а без этого «потолок» не будет работать должным образом.
Цивилизацию может спасти только стремительная либерализация бизнеса — таким образом, чтобы максимально открыть дорогу инновациям, инвестициям в автоматизацию (да, уничтожающим «рабочие места» и вообще «рабочий класс» как таковой — пора уже), конкуренции за наиболее эффективные методы производства, а также уничтожения потенциального противника, и т. д. Преимущества «открытого доступа» — именно в гибкости, но приходится признать (как это сделал, например, Марио Драги для ЕС), что в последние десятилетия он изрядно закостенел.
Поэтому — никаких союзов уже действующих предприятий, определяющих политику в отрасли; никакого протекционизма с целью защитить прибыли неэффективного бизнеса; никаких «социальных задач» бизнеса — все должно быть направлено на эффективность. Да, это противоречит левым традициям, возобладавшим в последние десятилетия. Но иначе придут варвары и не оставят камня на камне не то что от этих наносных традиций, а и вообще от модерна как такового.
Боюсь, что это может случиться гораздо быстрее, чем даже мне кажется.