Обычно такие протестные акции требуют времени, а кроме того, координации, подготовки, ресурсов. Но на сей раз — словно по команде — улица заговорила сразу же, без предисловий. Для власти это был ясный и неприятный сигнал: даже в условиях военного положения и консолидации вокруг президента есть еще красные линии, за которые украинское общество не готово пускать власть. Безнаказанно пускать.
Хронология
21 июля 2025 года Служба безопасности Украины и Офис генпрокурора провели более 80 обысков у работников Национального антикоррупционного бюро по всей Украине.
22 июля стало известно об утечке информации с ограниченным доступом из НАБУ — один из следов ведет к народному депутату Федору Христенко («Оппозиционная платформа — за жизнь», движение, которое по привычке подозревается в пророссийской ориентации).
В тот же день парламент срочно принял законопроект № 12414, который ослабляет независимость НАБУ и Специальной антикоррупционной прокуратуры. (Обе структуры по идее должны быть подчеркнуто самостоятельны в делах и решениях.)
Что предусматривал законопроект № 12414
- Наделил Генпрокуратуру полномочиями вмешиваться в расследование НАБУ.
- Позволил забирать дела у НАБУ и передавать их другим правоохранительным органам.
- САП теряет возможность самостоятельно определять подследственность дел.
- По заявлению НАБУ и САП, закон превращает их в структурные подразделения Генпрокуратуры.
Как голосовали
Закон поставили на голосование вне очереди, что есть нарушение регламента. За — 263 депутата, против — 13. (В Раде 450 депутатских мест, заполнено — из-за захваченных РФ территорий — 398.)
Законопроект подписал президент Зеленский – несмотря на призывы к нему наложить вето.
Реакция
Протест общественности в Киеве, Днепре, Львове, Одессе и других менее крупных городах Украины.
Ветеран Дмитрий Козятинский первым призвал к митингу перед театром им. Франко в Киеве.
Евросоюз выразил обеспокоенность, в частности, недоумение высказали еврокомиссар по расширению ЕС Марта Кос и Гийом Мерсье, представитель ЕС по расширению, международному партнерству и Средиземноморскому региону.
Руководитель Главного управления разведки Украины Кирилл Буданов в ответ критикам заявил о важности институциональной силы государства.
Генпрокурор Руслан Кравченко подчеркнул, что «все — одна семья» и что НАБУ не подчиняется непосредственно Генпрокуратуре.
Президент Зеленский подтвердил, что антикоррупционная система будет работать, но «без российских влияний».
Что дальше
Народный депутат Ярослав Железняк (тесно связанный с лидером президентской партии Давидом Арахамией, который выступает против роста влиятельности главы офиса президента Андрея Ермака) сообщил, что готовит представление в Конституционный Суд. Нужно собрать 45 подписей депутатов, чтобы оспорить закон, задача не выглядит нерешаемой.
Для Офиса президента законопроект, почти уже закон — попытка нащупать предел терпения общества. Лабораторный эксперимент перед «пластмассовыми» выборами — такими, где декорации демократии буду важнее ее сути. Молодежь же Украины (по возрасту не участвующая в войне) без всяких партийных знамен, сразу и неожиданно показала: она есть и она знает себе цену. Ее нельзя игнорировать. Она не принадлежит ни одной политической силе, но ей, возможно, принадлежит будущее. Весело, почти играючи, она напомнила власти: вы — временные. Мы — остаемся.
Но вот что по-настоящему тревожно: голосование в Раде показало — нет разницы между властью и традиционной оппозицией. Все одинаково лояльны системе — в надежде, что Генпрокуратура пощадит. Логика проста: если сегодня ты голосуешь «как надо», завтра на тебя не откроют дело. Так работает дрессура — не только граждан, но и политиков.
Тем временем, сам закон — не просто реформа. Это политическая мина под независимостью следствия. Это шаг к полной политизации силовых структур. Нет, борьбы с коррупцией меньше не станет — но ее будут направлять выборочно.
По команде.
Итак, что же мы наблюдаем? Украинская молодежь, отказывая в доверии и власти, и оппозиции (или «оппозиции»?), выходит на улицы, чтобы защитить неконституционное, но прозападное НАБУ. Потому что, по ее мнению, Офис президента, СБУ и Генпрокуратура еще более коррумпированы и неэффективны.
Парадокс? Нет. Диагноз.
Пять лет назад Владимир Зеленский пришёл к власти как антисистема. Сегодня он — лицо системы. Молодежь — возможно, впервые за долгое время почувствовала: у нее есть голос, даже если его не представляют в Раде, и голос этот громкий, его слышат.
И этот голос звучит так: «Нас не интересуют ваши договоренности. Мы видим, кто вы такие».
Кто-то должен меняться. Либо молодежь — но вряд ли это произойдет! Либо власть — если она еще на такое способна.
Где в этой игре Кремль?
Вопрос висит в воздухе: на чьей стороне находится Кремль в этой украинской драме? С одной стороны, агрессору логично поддержать Офис президента и СБУ — те активно борются против НАБУ, которое считается рычагом Запада. С другой стороны, официальная пропаганда Киева называет НАБУ чуть ли не гнездом кремлевских агентов.
Двойная ирония: Кремль в глазах одних борется против НАБУ, а в глазах других — его же и поддерживает, в том числе финансами. Информационная война, где уже никто не понимает, кто с кем за кого. Ясно одно — хаос на руку агрессору. Чем слабее институты в Украине, чем больше во власти внутренних конфликтов — тем выше шанс повлиять на украинскую политику не через ракеты, а через разложение изнутри.
Что же Запад и его деньги?
Один неприятный, но честный факт: Запад не просто дает деньги Украине. Он хочет знать, куда они идут. Это логика любого донора. США и Европа всегда имели и будут иметь в Украине легальное или нелегальное «НАБУ» для контроля за своими деньгами. Основная цель любого прозападного антикоррупционного органа — мониторинг украинской пирамиды элитной коррупции и перестройка политической элиты по стандартам и правилам игры Запада.
Тот, кто дает деньги и оружие на войну с путинской Россией, имеет неконституционное право контролировать, как расходуется финансовая и военная помощь. Таков был консенсус Украины и Запада, который сейчас хочет поломать Офис президента.
Потому что приходится жить по формуле: хочешь миллиарды? – готовься к контролю. Для того «независимые» антикоррупционные органы вроде НАБУ и создавались.
И да — это неконституционно. И да — это ущемляет украинский суверенитет. Но альтернатива проста: отказаться от западной помощи и остаться один на один с Россией. Без ПВО. Без боеприпасов. Без разведывательных данных. Без поддержки самого разного рода.
Таков выбор. Неприятный, болезненный, но реальный. Или ты соглашаешься на внешнюю систему контроля — с НАБУ, посольствами, активистами и «соросятами». Или остаешься с агрессивным соседом, который лучше всех умеет пользоваться твоими слабостями.
Выбор всегда есть. Вопрос в том — готова ли Украина его осознанно сделать.