Уход с российского рынка ведущих мировых автомобильных брендов и высокие цены на российские и китайские машины вынуждают россиян пересаживаться на «возрастные» иномарки. Согласно данным «Автостата», свыше 20% продаж подержанных авто приходится на машины, выпущенные 20 лет назад и более. За последние полгода подобных «рыдванов» было перепродано 563 тыс. единиц.
В топ-10 наиболее популярных брендов входят Toyota (90,8 тыс.), Nissan (32,7 тыс.), Honda (21,8 тыс.), Volkswagen (18,7 тыс.), Mitsubishi (16,7 тыс.), Mercedes-Benz (13,6 тыс.), Mazda (12,8 тыс.), BMW (12 тыс.) и Opel (10,5 тыс.). Среди самых популярных моделей Toyota Corolla (15,2 тыс.), Volkswagen Passat (9,4 тыс.), Mercedes-Benz E-Class (6 тыс.), BMW 5 series (5,6 тыс.) и Toyota Mark (5,2 тыс.). Из данных «Автостата» следует, что половина иномарок старше 20 лет продаются в восточной части страны — в Сибири (26,3%), на Дальнем Востоке (17,2%) и Урале (6,1%). Также почти каждая вторая (46%) «возрастная» иномарка имеет правое расположение руля.
Ранее в «Автостате» сообщили, что за шесть месяцев 2025 года в России было продано 530,4 тыс. новых легковых автомобилей. С учетом коммерческого транспорта (грузовиков и автобусов) совокупный объем рынка составил 601,8 тыс. единиц. Это на 28% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, падение по сегменту легковых машин аналитики оценили в 26%. Всего, по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), с начала 2025 года в России было продано чуть более 3,65 млн автомобилей. В организации отметили, что с учетом текущих зарплат у россиян нет возможности купить автомобиль, поскольку средняя цена новой машины составляет 3,12 млн руб., а выдачи автокредитов упали на 53% год к году.
В связи с падением авторынка глава РОАД Алексей Подщеколдин предложил обложить владельцев старых автомобилей повышенным транспортным налогом, чтобы заставить покупать новые машины. По его словам, инициатива может коснуться машин старше 15 лет. Также он призвал обязать владельцев старых автомобилей проходить техосмотр дважды в год. В то же время тем же, кто решит избавиться от своей старой машины, государство должно выделять 300–400 тыс. руб. для покупки новой в рамках программы утилизации, говорил Подщеколдин.