В европейских странах, прежде всего в граничащих с Россией и Беларусью, специалисты стали включать в планы защиты от возможной российской агрессии природные препятствия, такие как болота. Военных подталкивают экологи. Правильно обращаясь с болотами, можно убить двух зайцев, настаивают они, – перекрыть дорогу танкам, если Владимир Путин все-таки решит развязать войну в Европе, и помочь в борьбе с глобальным потеплением.
Бόльшая часть торфяных болот в ЕС сосредоточена на восточном фланге НАТО – от финской Арктики через страны Балтии, Сувалкский коридор в Литве, который считается одним из самых уязвимых мест в случае российского вторжения, и до восточных районов Польши. В правительствах этих стран, а также в Германии теперь рассматривают планы по обводнению высохших болот, пишут Politico и Financial Times. Власти Финляндии и Польши сообщили Politico, что активно изучают этот вопрос как меру по укреплению границ и борьбе с выбросами углекислого газа. Стартовавший в 2024 году проект Польши «Восточный щит» по возведению фортификаций стоимостью 2,3 млрд евро «предусматривает... образование торфяных болот и лесонасаждений на приграничных территориях», сообщило Министерство обороны страны.
Примеров использования заболоченной местности в военных целях в мировой истории немало – от германских племен, заманивших римские легионы в торфяники Тевтобургского леса в 9 году н. э., до Нидерландов, которые в XVI и XVII веках разрушали дамбы и затапливали большие площади с целью остановить испанских и французских захватчиков, от подвига Ивана Сусанина до действий финских войск в заболоченных приграничных районах в войнах против СССР. Украинские болота представляли собой серьезную проблему в обеих мировых войнах ХХ века и снова были использованы в первые дни после российского вторжения в 2022 году.
Консультант по обороне Александр Дмитриев тогда предложил взорвать плотину на реке Ирпень примерно в 20 км к северо-востоку от Киева и затопить осушенные в советское время болота в ее пойме. Получив разрешение, он смог остановить наступление колонн российской техники. Местность превратилась в «непроходимое дерьмо», сказал Politico Дмитриев, который до войны занимался в том районе гонками на внедорожниках.
«Вместо наступления на Киев по прямой противник был вынужден либо искать другие пути, либо остановиться, – пояснил Financial Times Виктор Кевлюк, военный эксперт киевского Центра оборонных стратегий. – Это дало украинской стороне время укрепиться на правом берегу Ирпеня, а вода и болота послужили противотанковыми рвами».
Около половины болот в ЕС осушается для превращения их в сельскохозяйственные земли. Но в этом случае, а также при высыхании болот естественным путем или в результате использования их воды для орошения выделяется огромное количество углекислого газа.
Обводнение высыхающих болот позволит предотвратить масштабные выбросы углекислого газа и увеличить его поглощение. Это стало бы относительно дешевой и простой мерой для достижения целей ЕС одновременно в области защиты природы и обороны, утверждают ученые. «Как и многие страны ЕС, мы сейчас разрабатываем национальный план восстановления природных угодий, и в его рамках я вижу большой потенциал для объединения этих двух целей», – говорит профессор восстановительной экологии Тартуского университета Авелина Хельм, которая до недавнего времени консультировала правительство Эстонии по этому вопросу.
В прошлом году Паули Аалто-Сетяля, депутат от правящей Национальной коалиционной партии Финляндии, внес предложение о восстановлении торфяников. «Особенно на восточной границе есть много участков, которые можно восстановить – не только из-за климата, но и для того, чтобы максимально затруднить проход» российским войскам, пояснил он, добавив, что Финляндия не единожды в своей истории использовала природу в оборонительных целях.
Осенью министерства обороны и окружающей среды Финляндии начнут переговоры о том, стоит ли запускать пилотный проект по восстановлению болот, рассказала Тарья Хааранен, директор по природным вопросам в Министерстве окружающей среды, которая возглавит рабочую группу.
Армии агрессора с тяжелой бронетехникой будет очень трудно пройти огромную болотистую местность на северо-востоке Германии, называемую Кисхоферское болото, говорит голландский биолог Ханс Йостен, работающий в немецком Центре по изучению болот при Университете Грайфсвальда. Министерство обороны Германии, впрочем, сообщило FT, что обводнение болот исключительно в военных целях может иметь как плюсы, так и минусы для НАТО и «не является приоритетом» нынешнего правительства.
В Польше экологи в последние годы стали использовать озабоченность властей перспективами военного противостояния с Россией и Беларусью для продвижения климатической повестки. Вопрос вышел на правительственный уровень, где стартовали переговоры между учеными и министерствами обороны и окружающей среды.
«Природа для нас – союзник, и мы хотим ее использовать», – заявил госсекретарь Минобороны Чезари Томчик. По словам Виктора Котовского, эколога и члена консультативного совета по охране природы при правительстве, переговоры с чиновниками были многообещающими:
Министерство обороны хочет получить как можно больше водно-болотных угодий вдоль восточной границы. И это именно то, что необходимо с точки зрения защиты природы и климата.