Развязанная Дональдом Трампом торговая война и претензии к Индии по поводу скупки российской нефти заставили Дели заняться налаживанием отношений с Пекином. Китай, который уже давно подвергается нападкам Трампа, тоже заинтересован в сближении. У двух азиатских стран есть очевидные взаимные экономические интересы, но их вражда тянется еще с колониальных времен, оставляя до сих пор не урегулированные пограничные споры.
Первый практический шаг к сближению сделал еще в марте председатель КНР Си Цзиньпин, направивший письмо президенту Индии, чья должность является в основном церемониальной. На фоне угроз Трампа ввести высокие импортные пошлины против других стран Си пытался прощупать ситуацию, указав на обеспокоенность Пекина действиями США, рассказал Bloomberg индийский чиновник, знакомый с этим вопросом. По словам источника, послание было передано премьер-министру Нарендре Моди, но его правительство всерьез занялось налаживанием отношений с Китаем только в июне. В то время ситуация на торговых переговорах Индии с США начала ухудшаться, к тому же в Дели были раздражены тем, что Трамп присвоил себе лавры миротворца, якобы остановившего вспыхнувшие в мае боестолкновения Индии с Пакистаном.
После этого Трамп объявил о введении 25%-ной пошлины для Индии, когда в Дели полагали, что основные противоречия на торговых переговорах с Вашингтоном удалось сгладить. А затем пригрозил повысить сборы вдвое, если Индия не перестанет покупать российскую нефть, – что и произошло 27 августа. К этому времени Моди уже запланировал первый за семь лет визит в Китай на саммит Шанхайской организации сотрудничества, на полях которого он 1 сентября встретится с Си. На прошлой неделе премьер приветствовал улучшение отношений с Китаем после встречи с министром иностранные дел Ваном И, который приехал в Дели впервые за пять лет.
«Трамп действительно великий миротворец», – иронизирует Эшли Теллис, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, который раньше работал в посольстве США в Дели:
Он заслуживает всяческих похвал за стимулирование зарождающегося сближения между Дели и Пекином. Он добился этого без всякой помощи, начав обращаться с Индией, как с врагом.
Лучше было бы удерживать нефтяные доходы России на низком уровне через меры против теневого флота и вторичные санкции, чтобы ценовой потолок соблюдался в таких странах, как Индия, считает декан Лондонской школы бизнеса Сергей Гуриев. Вторичные же пошлины Трампа служат общим наказанием за импорт российской нефти, но ограничительные меры задумывались иначе, поясняет он: «Индия может зарабатывать — Россия нет».
На границе Индии с Китаем есть несколько территорий, споры из-за которых длятся уже больше века. В 2020 году произошел крупный вооруженный конфликт. Но держать войска в малообитаемых районах вдоль границы длиной почти 3500 км Индии накладно – эти средства лучше было бы направить на поддержку экономики. Поэтому Моди еще в прошлом году, не привлекая внимания, стал изучать возможность разрядки в отношениях с Китаем, рассказали Bloomberg люди, знакомые с позицией его администрации.
В результате ядерные державы договорились о совместном патрулировании спорного участка границы, Пекин ослабил ограничения на экспорт индийской мочевины, а Дели восстановил туристические визы для китайских граждан. В сентябре должно возобновиться прямое авиасообщение между странами.
Их правительства и эксперты видят значительные выгоды от расширения экономического сотрудничества. Экономика Китая страдает от дефляции и избытка мощностей, порождающего избыточные объемы экспорта, от которого, в свою очередь, пытаются защититься крупнейшие торговые партнеры Китая на Западе. В этой ситуации индийский рынок, на котором сейчас установлены значительные ограничения, мог бы принять часть китайской продукции.
В свою очередь, в Индии понимают, что стране нужны китайские инвестиции, если она хочет выполнить план Моди по увеличению доли производства в ВВП до 25%. Между тем, новые пошлины США способны убить 55-60% экспорта в эту страну, лишив экономику 1% ВВП в среднесрочной перспективе, по подсчетам Bloomberg Economics.
Эксперты сходятся во мнении, что Пекин и Дели будут двигаться навстречу друг другу постепенно, небольшими шагами. Джереми Чан, старший аналитик по Китаю и Северо-Восточной Азии в Eurasia Group, который в прошлом работал дипломатом в Китае и Японии, говорит:
Китайско-индийские отношения развиваются по безусловно позитивной траектории, но основном это все еще компенсация потерь из-за их ухудшения в прошлом. Сильно продвинуться дальше будет гораздо сложнее.