Рубль продолжает стремительно падать третий день подряд, обновляя многомесячные минимумы к доллару, евро и юаню.
В среду курс китайской валюты на Мосбирже поднимался до 11,95 рубля (рекорд с 13 марта), курс доллара на внебиржевом рынке достигал 85,23 рубля (рекорд с 10 апреля), а евро впервые с февраля стоил почти 100 рублей — 99,59 рубля на межбанке и 99,76 рубля на форексе.
За три дня российская валюта подешевела почти на 5%, что стало для нее самым резким падением с ноября прошлого года. Можно констатировать, что «рубль вышел из летней фазы стабильности», отмечает ведущий аналитик «Финама» Александр Потавин.
Темпы падения рубля ускоряются: утром доллар подскакивал на межбанке на 3% — и это скорее всего, связано с геополитикой, отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов: атака дронов на Польшу сулит новый виток эскалации с НАТО, а администрация Трампа предлагает вместе с Евросоюзом обложить 100-процентными пошлинами покупателей российской нефти.
На рынке уже сформировался дефицит валюты, указывает Потавин. Экспортные доходы от продажи сырья в августе стали самыми низкими с начала войны — 564 млн евро в день, по оценкам CREA. Крупнейшие экспортеры продали на бирже лишь $6,3 млрд — вдвое меньше, чем в августе-2024. При этом спрос на валюту от компаний подскочил в 1,5 раза за лето и превысил $33 млрд в месяц.
«Приток валюты от экспорта остается ограниченным из-за низких цен на нефть, а также санкционных ограничений на российские поставки сырья и геополитического дисконта в их стоимости. С другой, спрос на инвалюту может увеличиваться, в основном со стороны импорта», — объясняет аналитик БКС Дмитрий Бабин.
Добила рубль отмена обязательной продажи валютной выручки для крупных компаний, и такими темпами уже в сентябре доллар может подскочить до 95 рублей, не исключает Чернов.
Слабый рубль нужен бюджету, который за 8 месяцев потерял 20% нефтегазовых доходов и закрыл август с «дырой» на 4,2 трлн рублей. «Сейчас добирать средства в бюджет за счет повышения налогов уже невозможно, и девальвация, по сути, остается единственным рычагом влияния, который могут использовать монетарные власти», — отмечает аналитик «Цифра брокер» Иван Ефанов.
Курс доллара, евро и юаня «будет постепенно возвращаться к тем значениям, которые мы видели в начале 2025 года», считает Потавин, а это почти около 100 за доллар, почти 110 — за евро и больше 14 рублей за юань.
Текущее ослабление рубля с временным лагом в несколько месяцев скажется на динамике инфляции, продолжает эксперт: импортёры переставят цены на новые уровни, а это значит, что Центробанку, возможно, придется притормозить снижение ключевой ставки в 2026 году.