Еще в 2024 году о «русском стейблкоине», как еще называют A7A5, никто не слышал. А в сентябре 2025 года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, промоутируемом Кремлем, представитель финансового блока правительства рапортовал о его успехах.
Через платформу «A7» в день проходит 1,5–2 тысячи операций, докладывал на форуме Михаил Дорофеев, зампред санкционного российского Промсвязьбанка, обсуживающего военные заказы, банка, который участвовал своими активами в запуске платформы и собственно «русского стейбкоина».
По словам Дорофеева, за первое полугодие 2025 года платформа провела платежей значительно больше 7,5 трлн в рублевом эквиваленте, это порядка четверти всей выручки нефтегазовой отрасти России за этот период и заметно больше нефтегазовых доходов федерального бюджета — 4,7 трлн рублей.
Платежная платформа «A7», запустившая стейблкоин A7A5, «значительно» снизила в этом году ставки на трансграничные платежи, подчеркивал Дорофеев. «A7» берет 0,36% от стоимости товара, включая уплату налогов, против 3–5% у других, что способствовало борьбе с инфляцией в России, хвастался зампред Промсвязьбанка. Осенью платформа откроет два офиса в Африке, обещает он: «Это ломает систему SWIFT».
О чем вообще речь
Основная форма расчетов на платформе «A7» — стейблкоин A7A5, особая форма цифровой валюты, отличающаяся стабильностью курса. Обеспечен A7A5 рублевыми депозитами в Промсвязьбанке, кредитующем военную отрасль России. Банк — под санкциями США, Великобритании и ЕС.
Один из самых широко используемых стейблкоинов — USDT, цифровая валюта частной компании Tether, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, курс которой привязан 1:1 к доллару США. Tether утверждает, что все ее токены на 100% обеспечены собственными резервами (в частности, доллар США, биткоины).
В условиях санкций за войну с Украиной российским компаниям и Кремлю нужны были устойчиво действующие финансовые партизанские тропы. Инструмент, привязанный к свободно конвертируемым активам. Стейблкоины очень подходят своей стабильностью, предсказуемостью курса. До поры до времени USDT российских импортеров вполне устраивал.
Загвоздка, однако, в том, что 98% стейблкоинов, находящихся сегодня в обращении (на сумму 170 млрд долларов), привязаны к доллару. При этом около 80% потока стейблкоинов, обеспеченных долларом, происходит за пределами США. А регулируют их оборот частные компании, которые находятся вне российской, а часто и «недружественной», юрисдикции. Как тот же USDT.
Удар по криминалу и торговле
Еще в апреле 2025 года Минфин высказывался за создание локального стейблкоина по типу USDT. «Как это делают в Эмиратах — стейблкоин на дирхам — и у многих других стран», — говорил в апреле заместитель директора департамента финансовой политики Минфина Осман Кабалоев.
Российский Минфин выступил за создание «российского стейблкоина» после того, как в марте 2025 года частная компания Tether заблокировала на российской криптобирже Garantex кошельки с USDT на сумму более 2,5 млрд рублей. Это привело к остановке работы биржи, что оказалось болезненным ударом для нескольких заинтересованных групп в России.
Онлайн-инфраструктура Garantex была заблокирована по решению министерства юстиции США совместно с Германией и Финляндией. Американские власти обвинили платформу, через которую с 2019 года прошли более $96 млрд в криптовалютных транзакциях, в нарушении введенных в ответ на агрессию против Украины санкций и отмывании преступных доходов.
К торговле USDT помимо больших экспортеров было допущено большое количество мелких российских игроков, скорее всего из спецслужб, которые осуществляли эти операции, предполагает знающий ситуацию экономист. То есть буквально во множестве ИП, простейших организационных форм ведения бизнеса в России, сидели, например, сотрудники разведки и проводили все операции через USDT.
Стейблкоин USDT был самым торгуемым активом на Garantex в то время. А тут какая-то компания Tether, зарегистрированная на Британсих Виргинских островах, пустила всю работу под откос — закрыла кошельки для расчетов (компания сообщала, что их более восьмидесяти). Плюс на заблокированной Garantex пострадали криминал и российские олигархи, выводившие деньги из России.
«Этот инструмент очень опасный может быть для нас», — резюмировал в апреле упоминавшийся уже Кабалоев. Возмутился не только Минфин. USDT можно смело вычеркивать из списка эффективных инструментов обхода санкций, сетовал зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.
Выход «русского стейблкоина»
В феврале 2025 года компания Old Vector, зарегистрированная в Кыргызстане, представила стейблкоин под названием A7A5, привязанный к российскому рублю в соотношении 1:1. Весной 2025 года в обращении находилось 12 млрд токенов (нв 156 млн долларов), а в июле — уже 41 млрд (на 521 млн).
Перед закрытием российской криптобиржи Garantex значительная часть ее средств в USDT и криптоактивов была переведена в A7A5, а затем на новую криптовалютную биржу под названием Grinex, зарегистрированную там же в Кыргызстане. Биржа поддерживает торговлю в A7A5, российских рублях и Tether, привязанном к доллару. Легко предположить, что Grinex имеет общее владение и управление с Garantex.
То есть Old Vector — формальный эмитент стейблкоина A7A5 в Кыргызстане. Grinex — там же зарегистрированная биржа, где активно обращается и торгуется «русский стейблкоин». Платформа «А7» — российская платежная инфраструктура, фактически инициатор и бенефициар использования этого стейблкоина. Это всё отдельные юридические сущности, имеющие тесную связь и координацию.
В создании платежной платформы «A7» участвовал не только Промсвязьбанком, но и беглый молдавский миллиардер Илан Шор, осужденным в 2017 году за преступления, связанные с хищением миллиарда долларов из трех молдавских банков. Стейблкоин A7A5 обеспечен рублевыми депозитами в Промсвязьбанке, а Old Vector основан тем же Шором, по словам которого, его компания создала «неуязвимую» платежную систему для обхода санкций.
По данным Financial Times, за четыре месяца существования A7A5 с февраля 2025 года через этот стейблкоин прошли транзакции на сумму 9,3 млрд долларов, и подавляющее большинство — всего через 124 кошелька. Летом с помощью A7A5 каждый день переводилось уже более 1 млрд долларов. Общая сумма транзакций перевалила за $41 млрд, а количество счетов с A7A5 — за 14 000.
Российские пользователи могут покупать A7A5 в блокчейнах Tron или Ethereum, конвертировать их в USDT и выводить средства в любой стране и валюте. То естьстейблкоин, привязанный к рублю, который не пользуется доверием в мире, вполне действует как альтернатива USDT на централизованной основе. Более того, A7A5 утверждает, что выплачивает держателям половину от процентов, заработанных на банковским депозитах, поддерживающих стейблкоин.
***
Великобритания вслед за США уже ввела санкции против криптобиржи Grinex и компании Old Vector, выпускающей рублевый стейблкоин. Но судя по динамике, подобные меры малоэффективны. Активность транзакций с помощью A7A5 растет, доступ и рыночная капитализация тоже. Западные регуляторы ищут «под фонарем», блокируя банковские счета российским эмигрантам, уехавшим из России от войны, но не готовы принять действенные меры против санкционных российских компаний, обходящих традиционную финансовую систему.
Россия таки пробила в ней большую брешь.