Правительство обсуждает меры поддержки металлургических компаний, которые из-за санкций и высокой ключевой ставки столкнулись с кризисом масштабов 1990-х годов, сообщили РБК источники в отрасли. По их словам, рассматриваются две инициативы — мораторий на возбуждение дел о банкротстве металлургов и предоставление отсрочки на уплату налогов до декабря 2025 года. В частности, компании могут получить трехмесячную отсрочку на уплату акциза на жидкую сталь и НДПИ на железнорудное сырье.
При этом участники рынка считают, что это не позволит стабилизировать ситуацию в отрасли. Для сохранения рентабельности и предотвращения сокращения производства необходимы более масштабные шаги в сфере фискальной нагрузки: временный мораторий на акциз до конца 2025 года, с 2026-го — формирование более справедливой формулы индексации отсечки цены на сляб при расчете акциза, а также нулевая индексация тарифов естественных монополий. Акциз на жидкую сталь, из которой производят металлопродукцию, был введен 1 января 2022 года для изъятия сверхдоходов отрасли. Ставка акциза находится на уровне 2,7% от среднемесячной экспортной цены сляба. Гендиректор «Северстали» Александр Шевелев ранее называл налог «иезуитской формой сбора» сверхдоходов, которых в отрасли уже нет.
Однако, по словам собеседников РБК, Минфин не собирается полностью отказываться от акциза, поскольку стремится сохранить бюджетные поступления. Это может привести к обратному результату — снижению объемов производства, росту безработицы и, как следствие, сокращению налоговых сборов.
Согласно оценке независимого промышленного эксперта Максима Худалова, за счет отсрочки по акцизу предприятия сэкономят до 2% выручки и поддержат экспортные поставки в условиях снижения цен и роста ограничений. В то же время отсрочка по уплате НДПИ снизит себестоимость собственного производства и поддержит рентабельность отрасли на уровне 3–4%. По словам Худалова, предложенные меры позволят металлургическим компаниям с высоким долгом избежать банкротства. Среди наиболее уязвимых эксперт назвал «Мечел», ПМХ и производителей труб.
В то же время адресную помощь от правительства среди публичных компаний может получить только «Мечел», положение которого осложнено высокой долговой нагрузкой и убытками, считает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. «Что же касается основных сталеваров, таких как ММК, НЛМК и "Северсталь", то их положение, хотя оно и ухудшается, вряд ли можно называть бедственным: компании пока не в убытках и сохраняют минимальную долговую нагрузку», — заключил эксперт.
Ранее гендиректор «Северстали» сравнил текущий кризис в металлургической отрасли с тем, что происходило в 1990-е, и предупредил, что промышленные предприятия могут превратиться «в груду ржавого металла». По данным Росстата, в прошлом году металлургические заводы сократили выпуск на 1,5%, несмотря на спрос оборонных предприятий, а в этом спад ускорился до обвала — в июне он составил 10,2% год к году. При этом из-за санкций сталевары потеряли треть экспорта и смогли в 2024 году вывезти за рубеж 20 млн тонн продукции против 31 млн тонн в довоенном 2021-м.