МОСКВА, 23 сен (Рейтер) - Россия и Белоруссия нарастили в августе 2025 года железнодорожный экспорт моторного топлива в направлении стран Центральной Азии, Монголии и Афганистана до 900.000 тонн с 815.740 тонн в предыдущем месяце, по данным источников в отрасли и расчетам Рейтер.
В том числе поставки из РФ увеличились в прошлом месяце до 779.000 тонн с 743.350 тонн в июле (581.470 тонн в августе 2024 года), из Белоруссии - до 121.070 тонн с 72.340 тонн (5.140 тонн).
Правительство РФ ввело ограничения на экспорт бензина с 30 июля 2025 года, а затем продлило до конца сентября для сдерживания роста цен и избежания дефицита на внутреннем рынке.
Отгрузки российского автобензина продолжаются для стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и некоторых других государств, имеющих с РФ двусторонние соглашения о поставках топлива.
Экспорт нефтепродуктов в Центральную Азию сохраняет привлекательность для российских компаний благодаря отсутствию прямых санкций, морских перевалок, а также возможности расчетов в рублях.
В целом поставки из России и Белоруссии автобензина, дизтоплива, авиакеросина и автогаза увеличились в направлении Центральной Азии в январе-августе 2025 года на 30% в годовом выражении до 5,945 миллиона тонн.
АВТОБЕНЗИН
Поставки российского автобензина в августе прекратились в Афганистан и Туркмению, но выросли в Киргизию до 36.000 тонн с 26.320 тонн в июле, в Таджикистан - до 41.100 тонн с 25.300 тонн.
Белорусские экспортеры нарастили в прошлом месяце отгрузоки бензина по мультимодальному маршруту через Каспий в направлении Афганистана до 58.100 тонн с 29.000 тонн месяцем ранее, в направлении Туркмении - до 38.130 тонн с 31.540 тонн.
Всего за восемь месяцев текущего года экспорт российского и белорусского автобензина в регион вырос на 44% до 1,990 миллиона тонн.
АВИАКЕРОСИН
Поставки авиакерсина из РФ и Белоруссии наиболее существенно увеличились в Казахстан и Узбекистан.
В августе отгрузки в Казахстан возросли до 58.128 тонн с 21.407 тонн в июле, за восемь месяцев текущего года - до 220.340 тонн с 138.350 тонн за такой же период 2024-го.
Казахстан и Узбекистан производят авиатопливо на своих НПЗ, но наращивают импорт продукта на фоне растущего числа внутренних и международных рейсов.
НПЗ Узбекистана уже начали выпуск авиакеросина Jet A1, широко используемого в международной авиации, в то время как власти Казахстана только строят соответствующие планы.
ДИЗТОПЛИВО
Экспорт российского и белорусского дизтоплива в направлении Центральной Азии сократился в августе на 4% относительно июля до 391.920 тонн, а за январь-август текущего года вырос до 2,591 миллиона тонн с 2,056 миллиона тонн за аналогичный период прошлого года.
Белорусский продукт поставлялся в августе преимущественно в Афганистан, объем вырос до 11.662 тонн с 9.960 тонн в июле.
За восемь месяцев 2025 года импорт российского дизтоплива существенно нарастил Казахстан - до 201.350 тонн с 36.300 тонн.
Поставки российского и белорусского продукта выросли за январь-август в Афганистан до 67.600 тонн с 2.000 тонн, в Туркмению - на 59% до 63.000 тонн, в Таджикистан - на 23% до 357.500 тонн; в Узбекистан - на 35% до 284.235 тонн; в Монголию - на 10% до 1,173 миллиона тонн.
Казахстан обеспечивает АЗС и сельхозпотребителей собственным дизтопливом, но нуждается в импорте для работы транспортных и промышленных компаний, говорят участники рынка.
Казахстан отменил госрегулирование цен на моторного топливо, за исключением автогаза, но по не успевает за резким ростом цен в РФ и других соседних странах.
СУГ
Российские экспортеры сжиженного углеводородного газа (СУГ), которым санкции запрещают вывозить в Европу пропан, нарастили экспорт продукта в Центральную Азию и Афганистан за восемь месяцев 2025 года в два раза до 716.930 тонн, несмотря на то, что в августе отгрузки упали до 23.744 тонн с 47.060 тонн в июле из-за слабого спроса.
Узбекистан нарастил импорт российского СУГ в январе-августе 2025 года до 150.000 тонн с 40.600 тонн за аналогичный период прошлого года из-за падения добычи природного газа.
Таджикистан, традиционно получавший основные объемы СУГ из Казахстана, увеличил ввоз российского газа за рассматриваемый период в 12 раз в годовом выражении до 86.000 тонн. Поставки СУГ из РФ в Киргизию выросли за восемь месяцев текущего года на 32% до 112.700 тонн.