Чтобы понять нынешнее положение Козака, надо окинуть взглядом путинский кадровый ландшафт. Козак — одна из ключевых фигур первого 15-летия путинского правления.
Главный аппаратчик
Козак — в представлении Путина — лучший аппаратчик всех времен и народов. Путин ставил его во главе всех ключевых аппаратов, чтобы обеспечить личный контроль. Он поставил его главой аппарата правительства еще при Касьянове, а затем Козак много лет контролировал то аппарат правительства, то аппарат администрации президента, и из этой сильной позиции Путин ставил его командовать и завершением чеченской войны — полпредом в Южный федеральный округ, и командовать подготовкой Олимпиады, и захватом Крыма, и переговорами «нормадской четверки».
Подчеркну: никто не выдержал 20 лет в аппарате, а Козак выдержал. У него и была репутация аппаратного «железного канцлера». Для сравнения: генерал Иванов, который в первой когорте был и министром обороны, и главной администрации — тихо задремал и остался просто «добрым другом» с правом участия в заседаниях Совбеза. Давно задремали Грызлов и Мезенцев, сосланные в Беларусь, хотя в первой когорте оба стартовали с сильных позиций.
Те, кто с грохотом провалили порученное, тихо и с почетом ушли на пенсию, как Якунин, или в крупную госкорпорацию, как, например, Мутко. Тем, кто оказался неумен, неустойчив, но ярко хотел публичности, Путин без всяких ограничений дал стать клоунами, как Миронову или Медведеву, хотя оба имели роскошные шансы — один был главой Совфеда, другой президентом и главой правительства.
Никого Путин не обидел из своей первой когорты: Греф, Сечин, Миллер, Ковальчук остаются патрициями-тяжеловесами, командующими огромными ресурсами. Четко стоят все 25-летие те «непитерские», кто примкнул к «питерским» — Трутнев, Собянин, Кириенко.
Кем был Козак в этом кадровом ландшафте? В Москве все знали, что главные путинские патриции создают гигантские клиентелы, продвигают людей из своих аппаратов, родственников и «людей своих людей». Козак никого не продвигал и вообще не формировал клиентелы. Он был личным «консильери» Путина. Он руководил теми аппаратами, которые ему достались, и выполнял конкретные поручения Путина по контролю за крупнейшими сделками с активами или улаживал те проблемы, которые надо было уладить через голову ключевых государственных служб или вместе с ними.
Как аппаратчик и консильери Козак сопоставим в окружении Путина лишь с Алексеем Кудриным или Николаем Патрушевым, если говорить о первой команде.
Кудрин ушел в 2018 году в Счетную палату, а 2022 году— ушел в Яндекс.
Дмитрий Козак ушел в 2020 году, для его ухода специально была создана должность третьего заместителя руководителя администрации Путина. После пятилетнего пребывания в чистилище, на пустой должности в администрации, перестав быть консильери Путина, он скорее всего, как и Кудрин, уйдет, что называется, «пожить наконец для себя».
Как Чубайс и Кудрин
Слухи, будто его съел Кириенко — распространяемые, видимо, аппаратом Володина из-за лютой ненависти к Кириенко, а также слухи, будто Козак якобы не поддержал вторжение 2022 года, распространяемые, что удивительно, не только в независимых, но и в полностью контролируемых Кремлем медиа, таких как «Бизнес-онлайн» и Forbes — представляют Козака в несколько ложном свете.
Козак, как и Чубайс, и Кудрин прошли с Путиным не одно «поприще», и даже не «два», как предписано в Матф. 5:41-42, а все шесть. И только когда в 2020 году поправки к Конституции закрепили «вечное правление цезаря», эти опытнейшие патриции – без конфликта с императором – удалились, как сказал поэт, «в обитель дальнюю трудов и чистых нег».
Над одними из них цезарь подшучивает: мол, напрасно «Мойше Израилевич» Чубайс куда-то удалился. Других он не трогает мягкой шуткой, как Кудрина.
И «железный канцлер» Козак спокойно поживет следующее десятилетие.
А Владимир Путин будет пасти новое поколение аппаратчиков. Тех, кого он подобрал уже в 2008-2012 годах, когда возглавлял правительство: там он присмотрел целую новую когорту, в которой выращены новые «молодые технократы». У них уже сейчас хороший опыт, бодро бегут они при седле императора: Мантуров, Дмитриев, Орешкин. Для них широко открыта «триумфальная арка» Третьего Рима.
Лица 1958-го, как Козак, и более ранних годов рождения должны потихоньку освобождать стареющего Нерона от своего постоянного присутствия, коротать время на дальних и ближних виллах.
Неясно пока, соберется ли стареющий «Нерон» жечь свой Рим — к горечи патриция Собянина, или же, как призывает патриций Медведев, решит вторгнуться в Галлию и Этрурию и бить лягушатников и макаронников, как выражается этот сиятельный, но сбрендивший нобиль.
Одно можно сказать точно: Козак уходит без всякий нареканий — нет собственного аппарата, нет и уголовных дел, как у Шойгу, не брал государственных средств на «проекты модернизации», нет и шлейфа растраты. Не создавал собственной «башни», оставался верным консильери – Козак прожил вместе с Путиным четверть века в Кремле.
От него не приходится ожидать такого же интервью, как у Аллы Пугачевой. Впереди у него счастливые годы возделывания сада и «внутреннего туризма» по бескрайним просторам.
Но вне шенгена.