Даже в словарях неологизмов, которых вышло уже не меньше десятка, «инновация» и «инсинуация» есть, а «иноагента» меж ними нет. Ну то есть полностью «иностранный агент» встречался, конечно, в сталинских приговорах. Но вот так заправски, по-бытовому, сокращенно — типа «домоуправ», «завхоз» — уже примета нашего времени, последних лет.
Вегетарианские времена
Когда в своем знаменитом эссе «Вечный фашизм» Умберто Эко выделил 14 основных признаков фашизма, последним, четырнадцатым, стало употребление фашистским режимом специфического новояза. Само же понятие «новояз» ввел, в свою очередь, Джордж Оруэлл в своей антиутопии «1984». Это лексика, которую настойчиво внедряет тоталитарный режим и в которой слова теряют изначальный смысл и приобретают новое значение. Оруэллу даже пришлось потом написать отдельную статью, чтобы объяснить, что так называемый политический язык
создан, чтобы заставить ложь выглядеть правдоподобно, и вынуждает нас, позабыв обо всех приличиях, признать непоколебимой истиной то, что является чистейшим вздором.
Ведь «иноагент» нынче — не «иностранный агент» былых времен. Не агент иностранного государства, как нас убеждали в 2012 году, когда приняли соответствующий закон. В первоначальной редакции закон вообще касался исключительно некоммерческих организаций, в 2017 году его расширили и стали причислять к иноагентам СМИ, и только спустя три года распространили на физических лиц. Сначала это выглядело странно: человека включали в список «СМИ — иноагентов», и его фамилия соседствовала с названиями газет и радиостанций, хотя сам он никаким СМИ не являлся.
Причем это были не только журналисты — но также юристы, правозащитники, активисты и деятели культуры. И только в апреле 2022 года Минюст России завел отдельный реестр «физических лиц, выполняющих функции иностранного агента». Первыми туда попали Евгений Киселев и Матвей Ганапольский. Сейчас число иноагентов приблизилось к 1000.
Такова история вопроса. Но далеко не полная.
Плюс экстремизм
Поначалу критериев для причисления человека к числу иноагентов было два: он должен заниматься политикой и эти занятия должны финансироваться из-за границы. Тех, кто не получал иностранных грантов, успокаивали: вы можете не опасаться. Да даже и получающие особо не преследовались: после объявления иноагентами они должны были сдавать в Минюст два раза в год отчет о полученных средствах. И всё. «Это же такая мелочь!»
Политолог Сергей Марков тогда разъяснял:
Цель закона — сократить влияние иностранных государств на политику страны. При этом наш закон значительно мягче американского. Он вообще ничего не запрещает.
И надо ж такому случиться: теперь и сам Сергей Марков попал в список иноагентов. И буквально на следующий день срочно выехал в Баку, где попросил защиты у президента Алиева. Что ж ты, голубчик, бежал из-под такого «мягкого», по твоим словам, закона?
Политолог Марков прекрасно знает, что в наши дни «иноагент» — это не просто клеймо, которым метят современных «врагов народа». Это еще и существенное ограничение гражданских прав.
Законодательство об иностранных агентах непрерывно ужесточается. Лицам со статусом иностранного агента теперь запрещено занимать должности в органах власти, преподавать, участвовать в избирательных кампаниях в любом качестве, участвовать в публичных мероприятиях. В 2022 году для иноагентов, не соблюдающих возложенные на них обязанности, была установлена административная ответственность: штраф. Два штрафа за год — и эта ответственность перерастала уже в уголовную, с реальными сроками. В уголовный кодекс ради этого ввели специальную статью — 330.1.
В издательствах, которые издавали книги писателей-иноагентов, прошли обыски, в книжных магазинах были конфискованы тиражи, испуганные организаторы отменяли концерты и спектакли иноагентов, их имена стали вычеркивать из театральных афиш и титров фильмов. Ни один иноагент теперь не может появиться на экранах телевизоров.
Наконец, новая напасть: силовики не стали дожидаться даже обещанных двух административных штрафов, теперь на некоторых иноагентов стали заводить дела сразу, как только поступала команда сверху, минуя фазу административного разбирательства. А если уголовное дело — значит заочный арест, объявление в розыск. Грозятся охотиться за «иноагентами» по всему миру. А в самое последнее время еще и включение в список экстремистов и террористов, что уже явно крайняя степень лишения гражданских прав.
В Париже пенсия не нужна
Зловещий список этот живет еще и своей жизнью: туда можно попасть и не будучи иноагентом.
Свежая новость. 35-летнего разнорабочего Антона Калакина Второй восточный окружной военный суд Читы приговорил к шести годам колонии за несколько комментариев (даже не постов!) в телеграме, кроме того, ему на 2,5 года запретили публиковать информацию в интернете. Но главное — его внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
В пресловутом перечне террористов и экстремистов Росфинмониторинга теперь можно найти певицу Монеточку, поэтессу Веру Полозкову, писателя Дмитрия Быкова… Кого там только нет. В списке достойных людей настоящие террористы уже давно растворились.
Но начальству в администрации президента даже принятых ограничений показалось мало, и в послушную Думу спустили указание: закручивать гайки дальше. Теперь Госдума озаботилась лишением иноагентов каких бы то ни было средств к существованию.
Первым подал голос глава комиссии Госдумы по расследованию иностранного вмешательства (есть такая) Василий Пискарев:
Необходимо исключить правовые лазейки, которые позволяют иноагентам обходить уже введенные для них ограничения. В том числе, в части распоряжения денежными средствами… Несправедливо, когда наши пенсионеры жертвуют свои скромные накопления, чтобы помочь нашей армии, поддержать ребят на СВО, а беглые предатели, получая российскую пенсию, тратят ее на финансирование украинских нацистов. У тех, кто предал свою Родину, не должно быть возможности наживаться на ней.
Тут есть некоторое противоречие: предатели наживаются или же направляют свои средства на поддержку Вооруженных сил Украины? Точки расставил сам спикер Госдумы Вячеслав Володин, предложив перечислять пенсии «иноагентов» на спецсчета:
Человек, предавший страну, разрушающий ее, ходит по Парижу, по другим городам европейским, а пенсию получает из России. Надо на спецсчет перечислять. Хочет получить? Пусть приезжает в страну, ответит по заслугам, а дальше, может быть, и не понадобится пенсия.
Депутатам очень понравилось это «пусть приезжает в страну». Депутат Андрей Луговой немедленно взял слово и предложил ограничить возможность для иностранных агентов пользоваться услугами, предоставляемыми консульскими учреждениями за границей. Он выступил за блокировку активов иностранных агентов, запрет на любое банковское обслуживание на территории Российской Федерации, запрет на осуществление предпринимательской деятельности, аннулирование ранее выданных лицензий и разрешений, отказ в признании доверенности, выданной за рубежом. Луговой предложил предусмотреть в законе об иноагентах перечень сделок, на которых они обязаны присутствовать лично, «без всякой доверенности». «Это должно касаться любых сделок с недвижимостью, долями, акциями, сделок, связанных с использованием на территории России исключительных прав и получением документов, удостоверяющих личность гражданина», — считает депутат. То есть хочешь продлить загранпаспорт — приезжай на Родину.
Репрессии не заканчиваются
Давайте вспомним, что сделал Луговой с «иностранным агентом» (настоящим, не то что нынешние) Александром Литвиненко? Он приехал в Лондон и его убил. Теперь, если предложения Лугового пройдут (никаких доверенностей! пусть приезжают в Россию лично!), и в Лондон ехать не понадобится.
Звучат все эти «предложения» жутковато. Но, судя по интенсивности развернутой кампании, эти новшества вот-вот будут приняты.
Как известно, вся наша Дума в полном составе — невъездные в те страны, куда они раньше привыкли ездить и спускать свои накопленные тяжким депутатским трудом средства. Они все под санкциями. Конечно, им обидно, что «иноагенты», сколько на них не наседай, разгуливают по парижам, зарабатывают на сдаче своей покинутой недвижимости, гонорары получают какие-никакие, да еще и российская пенсия им полагается. Законодателям и в голову не приходит, что пенсия — не подарок от государства, а деньги самих пенсионеров, которые они в свое время отложили себе на старость. То есть пенсия принадлежит пенсионеру уже с момента, когда он произвел отчисление в пенсионный фонд. Но нет, я уверен, примут и это нововведение. Сгорел сарай, гори и хата!
И вот тут хорошо бы им вспомнить судьбу политолога Маркова. Да что там Маркова, вся советская история доказывает: разогнав репрессии, ты сам в конечном итоге под них и попадаешь. Вот всяком случае есть шанс.