Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Сашкин патент, или Как правительство решило убить малый бизнес

Всю прошлую неделю правительство разворачивало перед нами грандиозную картину под названием: «НДС спасает бюджет, спасителем должен стать каждый». Назначив самый легко собираемый налог (знай накидывай уже не 20%, а 22% на каждую сделку) главным — около 40% доходов бюджета, почти как когда-то нефтегазовые доходы, правительство, однако, сообразило, что при падающем гражданском секторе и стагнирующем военном, искомую сумму, выведенную по формуле «расходы на войну и немного социалки», можно и не собрать.
дальнобойщик и сфера услуг лишатся возможности зарабатывать
дальнобойщик и сфера услуг лишатся возможности зарабатывать Социальные сети

Всю неделю нас «радовали» новостями, как станут плательщиками НДС те, кто прежде был этого счастья лишен: все, кто на «упрощенке» имеет доход более 10 млн в год; все, кто продает импортные товары на маркетплейсах; все, кто на патенте имеет доход опять же больше 10 млн в год; все стационарные магазины и перевозчики на патенте, независимо от заработка…

Вот с представителем последней категории «лишенцев» мне и довелось столкнуться. Моя колонка — о Сашке.

Искусство слова 

Знаете ли вы, как ругаются дальнобойщики? Нет, вы не знаете, как ругаются дальнобойщики, потому что скорее всего, видели их либо обгоняя досадно мешающие вам на дороге фуры (смутный силуэт где-то наверху, радость, если помигал поворотником, чтобы облегчит обгон), либо в придорожных кафе, куда опытные путешественники сворачивают, увидем на стоянке скопление фур — дальнобойщики в плохом заведении есть не будут. В таком кафе (а то и на ночной стоянке около АЗС) вы обычно видите спокойно-уверенных в себе мужиков, умеющих развлекаться без алкоголя и рано уходящих спать — или на ночную дорогу, есть рейс срочный.

Может, кто-то из вас вспомнит дальнобойщиков, выходивших на протесты против системы «Платон», когда она откусила у них изрядную долю дохода без какой-либо пользы, зато принесла своим бенефициарам отличную прибыль на пустом месте. Даже выходя на протесты, эти ребята были малословны, спокойны и немного наивны.

Но нет, вы не знаете, как ругаются дальнобойщики. И я не знала — я дочь боцмана, проработавшая десятилетия в ежедневных газетах, где вечером, перед дедлайном, любой филолог может набрать материала на диссертацию, просто не представляла, что в русском матерном имеются такие выражения.

Надо сказать, Сашка ругаться начал не сразу. Мы с ним познакомились задолго до войны и даже ковида — он гонял свою фуру в Сербию, куда привозил заказы немногочисленных тогда русских эмигрантов, а из Сербии в России вез яблоки, сливы и прочие дары этой обильной земли. Потом случился ковид, потом война, и теперь Сашка возит грузы по России и еще из Казахстана.

И вот, вернувшись из рейса, он услышал нечто для него невероятное и позвонил мне. «Ты же все знаешь, скажи — это правду говорят, что патент отменят?», — спросил он меня вежливо, но с таким недоверием в голосе, что мне даже неудобно было подтверждать ему эту печальную новость.

Я ему рассказала даже излишне подробно: и как бюджет не сходится, потому что на войну надо 40% от всех расходов, и как НДС подняли, а надо собрать больше, и что не только дальнобойщики пострадали — весь малый бизнес, хоть как-то поднявшийся над минимально оправданным для такого неблагодарного дела заработком, но, конечно, дальнобойщики и владельцы стационарных торговых точек и нынешние «челноки», торгующие на Wildeberries китайским барахлом…

Вот тут Сашка начал ругаться. Это был не мат даже в его обычном, примитивном смысле перечисления существительных с глаголами, касающихся сексуальной жизни людей и животных — нет, это было настоящее художественное произведение, яркое и подробное о том, что означала бы справедливость по отношению к тем умникам, что решили брать НДС с Сашки и ему подобных.

Голый расчет

Потому что ведь «упрощенка» и патент не от доброты душевной появились. В правительстве всегда понимали, что брить наголо малый бизнес — все равно, что брить свинью: визга много, шерсти мало. Тем, кто сидит на «упрощенке» и патенте, легче уйти в «тень», чем заморочиться уплатой НДС: это собирать его легко, а вы попробуйте его рассчитать, а потом еще попробуйте выцарапать возврат, да заполируйте все это регулярными налоговыми проверками — налоговики любят ловить нарушения по НДС именно потому, что им-то это легко, а премия дается за вал, а не за смысл.

НДС — это обязательно бухгалтер. Да не абы какой, а тот, что умеет с НДС работать. Такой бухгалтер вне Москвы стоит не менее 30 тысяч рублей. А знаете, какой заработок у дальнобойщика? Чистыми — 100-150 тысяч. Это со всеми уловками с тахометром, с нарушением правила отдыха каждые три часа, с «лысыми» шинами (да вы знаете, сколько стоит «резина»?), с самостоятельным ремонтом на дороге, потому что сервис не окупишь и т. д., и т. п.

И вот из этих денег — вынь тридцатку.

А еще к тебе обязательно придет проверка — вернее, ты сам должен прийти в налоговую, где будешь сидеть в коридорах и мучительно соображать, в чем тебя обвиняет лощеный молодой сотрудник. Нет, на бухгалтера тут надежды нет, он у тебя приходящий и за походы в налоговую возьмет такие деньги — без штанов останешься. А тебе все равно доначислят и дополнительный платеж, и штраф, и пени, если не успеешь вовремя наскрести денег — недаром Минфин запланировал собрать в следующем году в 1,5 раза больше штрафов и пеней.

И все это время ты не в рейсе, а значит — без заработка.

Собственно, то же самое касается и тех самых «стационарных объектов торговли» — ведь на патенте, как правило, сидят совсем уж мелкие «магазины у дома», а то и единственный магазин в селе. И вот хозяин все закроет и поедет в налоговую!

Да и прочим малым бизнесам дали «упрощенку» не потому, что так уж близко к сердцу приняли лозунг «поддержка малого бизнеса», а потому что понимали: ну не сможет он платить НДС, легче закрыться. А ведь малый бизнес — это, если честно, не только большая часть того, что мы зовем сервисом, от варки лавандового рафа до починки любимых туфель: для правительства это еще и отличная «смазка» шероховатостей рынка труда. Безработица? Низкие зарплаты или их задержки? Иди в малый бизнес, открывай свое дело, нечего тут на жизнь жаловаться!

И люди-то верят. Думают — и правда, что-то мы малоинициативные, не то что сосед, открывший автомастерскую. И не сильно спрашивают с власти: а что это, милые, ваши депутаты только пенсии получают больше, чем сталевары и шахтеры? А что это ваш «эффективный менеджер» зарабатывает в месяц столько, сколько средний россиянин за 18 лет?

Да и когда наступает очередной северный пушной зверек, не идет уволенный россиянин на улицы требовать достойного пособия по безработице. Вот в 2008-м мог пойти — но правительство оперативно предложило: берите пособие за год и открывайте бизнес. На месяц — смешные копейки. А годовая сумма — как раз хватило открыть производство тортов. Или пошив тапочек. А вот теперь все — извольте тапочки шить с НДС — или наденьте их сами и ползите, дорогу знаете.

Зачем?

Честно говоря, мне до сих пор хочется верить, что сделали это от безнадеги. От того, что с деньгами у Минфина уже такой швах, а требования из Кремля настолько вне реальности, что уже ничего иного не осталось. Это как голодающие крестьяне съедали семена, предназначенные для весеннего сева: понимали, что это конец, но прямо сейчас невозможно смотреть, как умирают дети.

Потому что если не от безнадеги, то это еще хуже. Это значит, что малый бизнес решили губить вполне осознанно. Потому что он хитрый, верткий и в грош власть не ставит, так как знает ей цену — хотя бы на местном уровне. И ему от власти ничего не надо, кроме одного — чтоб отстали.

А такая самостоятельность в наше время — это прямо дискредитация какая-то.

Тогда получается, что решили лавочку прикрыть. Не нужны нам полезные, нужны нам покорные. Чтоб ждали аванса и получки, чтоб радовались премиям и боялись их лишиться. Чтоб просили, а не требовали. Недаром ведь в последнее время самыми высокооплачиваемыми оказались государственные и муниципальные чиновники. Сразу видно, кто власти ценен.

А Сашке я ничего хорошего сказать не смогла. Что ему делать? У него квартира в ипотеку, долг за фуру еще год платить, двое детишек, дочка в художественную школу пошла. Ничего, кроме как баранку крутить, он не умеет, да и не хочет: дальнобойщики, как правило, фанаты дороги. Идти наемным водилой к крупному перевозчику — так там заработки гораздо меньше, да еще и обманывают регулярно, и штрафуют, и выплаты задерживают. Да и много сейчас таких, как Сашка, будет, а у крупных транспортных компаний тоже дела не ах — грузоперевозки-то падают.

В такси не пойдет, да и заработки там меньше, а сейчас, в связи с требованием брать в такси только отечественные машины, возникнут дополнительные сложности и расходы. Пока мы с ним перебирали варианты, я расстроилась. «Не дрейфь, прорвемся. Я от бандитов уходил, с ментами договаривался, с жуликов деньги выбивал — неужели здесь ничего не придумаю?», — успокаивал меня Сашка.

Придумай, Сашка, придумай. Оставь этих сквалыг с носом — будет справедливо.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку