Прежде чем подписать такое соглашение, Киев хочет получить от ключевых партнеров документально подкрепленные заверения, что в случае нового нападения со стороны России он не останется один.
Часть союзников предложила предоставить Украине гарантии, аналогичные тем, что записаны в статье 5 Устава НАТО: нападение на одну страну — члена НАТО равно нападению на всех.
Другие рекомендуют разместить в Украине европейские войска, чтобы гарантии имели практическую силу.
Оба эти предложения не выглядят достаточными. Союзники по НАТО твердо отказались вступать напрямую в войну с Россией, поэтому любое обещание бороться с ней в случае нового конфликта кажется неправдоподобным. Кремль это понимает, и такие разглагольствования его не остановят.
Реальными послевоенные гарантии для Украины будут выглядеть, только если в них будут реальные обязательства на случай, если Россия нарушит соглашение о прекращении огня. Другими словами: если Москва вновь нападет, союзники Украины вновь введут максимальные санкции против России, обеспечат дополнительную финансовую поддержку Киеву и предоставят военную помощь, превосходящую обычную в мирное время. США и их партнеры должны закрепить эти обязательства в законе и создать механизмы, которые автоматически активируются, если Россия нападает.
Такие гарантии, конечно, не равны статье 5 Устава НАТО. Но если их сочетать с мерами в мирное время, направленными на укрепление украинской армии (которая остается главным инструментом сдерживания России), они все же смогут изменить расчеты Кремля. США и Европа должны сделать так, что любое новое агрессивное действие будет для России чрезмерно дорого стоить — даже без прямого военного вмешательства.
Не воевать, но поддерживать
Страны НАТО с февраля 2022 года приложили значительные усилия, чтобы помочь Киеву сопротивляться России: вводили и ужесточали санкции, передавали Украине разведданные, поставляли сложное оружие, в том числе системы ПВО. Но они последовательно заявляли, что не готовы воевать с ядерной державой ради Украины и отказывались отправлять туда войска; по той же причине они отказали Украине в приеме в НАТО в ближайшие годы. Они также не позволяют Украине использовать предоставленное оружие так, чтобы это могло стать причиной непосредственного участия союзников в войне.
Недавние обещания некоторых европейских стран разместить войска в Украине после заключения соглашения о прекращении огня могут свидетельствовать об изменении подхода. Но никакой контингент сдерживания, как такие силы называют европейские лидеры, не выглядит достаточным. Европа до сих пор отказалась вести боевые действия от имени Киева: это не входит в ее фундаментальные интересы. Население европейских стран также последовательно выступает против прямого вмешательства. Размещение войск после прекращения огня не изменит этих реалий. Если Франция, Великобритания или другие страны направят войска и те подвергнутся российской атаке, им придется быстро оставить позиции.
США и Европа не готовы воевать за Украину. Однако они ясно показывают, что готовы вновь и вновь вводить санкции против России и предоставлять Киеву наступательное оружие, финансовую поддержку и разведданные. Двусторонние соглашения о безопасности, подписанные в 2024 году между Украиной и её ключевыми партнерами, уже обязывают нескольких членов НАТО (в том числе США) стабильно поставлять такую помощь как во время войны, так и после её завершения. Но Украине также необходимо обещание, что её партнёры значительно увеличат поддержку в случае нового российского наступления, и чёткая структура, чтобы обеспечить выполнение этого обещания. Гаранты Украины должны дать ясно понять Москве, что новое нападение встретится не только украинским сопротивлением, но и значительным усилением внешней помощи.
Санкции — самый простой инструмент
При любой договоренности с Москвой о прекращении огня в Украине США и Европа, вероятно, должны будут согласиться смягчить экономические ограничения. Но если Москва нарушит договоренность, союзники Украины должны снова отключить российские банки от системы SWIFT, восстановить экспортные ограничения на товары двойного назначения и высокие технологии, запретить сделки с российским суверенным долгом и инвестиции в энергетику и ввести потолок цены на экспортную нефть.
Санкции можно будет возвращать поэтапно, увеличивая давление, если новая агрессия будет продолжаться. Первый уровень может предусматривать заморозку активов, находящихся за рубежом; второй — санкции против судоходства, страхования и торговых операций; третий — вторичные санкции к тем, кто в третьих странах содействует «военной экономике» России через закупки нефти и газа.
Вооружение – необходимый элемент
Санкции сами по себе не остановят российские танки. Украине потребуется больше оружия. Если Москва согласится на режим прекращения огня, США и Европа переключатся с поставок наступательных вооружений на те, что помогут Украине выстроить оборонительную стратегию: системы ПВО, противотанковые средства и дроны.
Если же Россия нарушит соглашение — помощь наступательного характера должна будет быстро нарастать. Поступят ракеты большей дальности, такие как ATACMS из США и Storm Shadows из Франции и Великобритании, ускорятся поставки боевых самолетов, бронетехники, дронов дальнего радиуса действия и артиллерии. Партнеры Украины должны снять ограничения на дальность атак и разрешить использовать предоставленные системы против военных целей в России, если они прямо связаны с вторжением. Возобновится и совместное использование разведданных для нацеливания на российские силы.
Финансовая помощь
Война — это испытание как боевого потенциала, так и экономической устойчивости, и Украине нужна финансовая поддержка, чтобы остаться на плаву в условиях войны. Страны Семерки должны создать постоянный фонд стабилизации Украины, из которого можно будет резко наращивать помощь Киеву. В мирное время фонд будет служить восстановлению и макроэкономической поддержке. Если же Россия вернется к агрессии — фонд должен обеспечить крупномасштабную бюджетную помощь и финансировать военное производство, чтобы Украина могла продолжать бороться столько, сколько потребуется.
Гарантии на законодательном уровне
После полномасштабного вторжения России внешняя помощь Украине поступала весьма произвольно и хуже того, часто задерживалась из-за политических дискуссий. Чтобы гарантии безопасности работали, помощь не может быть такой нестабильной, не может зависеть от политической повестки, помощь должна подаваться быстро и автоматически. Гаранты Украины, следовательно, должны установить понятную структуру помощи, договориться четко о ситуации, возникновение которых включает механизм помощи, и подписать юридические и финансовые документы, гарантирующие, что каждое государство выполнит свои обязательства.
Союзники Украины могут оформить часть обязательств в виде законов. США могли бы принять законопроект, автоматически вводящий санкции против России и открывающий выделение средств Украине в случае новой агрессии. Европейский Совет должен принять что-то аналогичное. ЕС обычно требует единодушия для введения санкций. Однако существуют обходные пути — например, стоит использовать правило квалифицированного большинства, чтобы вновь ввести ограничения.
Процесс возобновления полномасштабной поддержки Украины должен быть быстрым и прямым. Как только Киев обвинит Москву в нарушении перемирия, министры иностранных дел государств-гарантов должны собраться в течение 48 часов, рассмотреть доводы Украины и изучить разведданные из разных источников. Если большинство гарантов не сочтет аргументы Украины ошибочными — весь пакет помощи Украине должен быть задействован немедленно. Такая система может дать значительную власть Киеву, но она критически важно для сдерживания Кремля. Иначе Россия может постепенно пересекать линию прекращения огня без того, чтобы вызвать ответные меры.
Чтобы Украина быстро получила необходимую военную помощь в случае нового российского наступления, США и Европа должны заключить постоянные контракты с оборонными предприятиями на производство ракет большой дальности, современных самолетов, артиллерийских систем и другого нужного оружия. Союзники Украины также должны заранее разместить боеприпасы на складах в соседних с нею государствах. А НАТО должна обеспечить, чтобы учебные центры в Германии, Польше и Великобритании имели ресурсы и возможности для подготовки украинских резервистов.
Контроль и прозрачность
Наконец, США и Европа должны регулярно пересматривать эту систему. Ежегодно публиковать совместный отчет о состоянии безопасности Украины, эффективности гарантий и готовности механизмов возвращения помощи Украине. Парламентские комитеты Конгресса США, Европейского парламента и национальных парламентов европейских стран также должны проводить слушания. Это поможет сохранить демократическую легитимность системы и поддержку со стороны граждан.
Что реально, а чего никогда не будет
Гарантии безопасности, основанные на возврате санкций, финансировании и поставках оружия, не имеют ни пафоса статьи 5 Устава НАТО, ни драматизма развертывания европейских войск в Украине. Украинцам не стоит рассчитывать, что США и Европа вдруг решатся на то, что уже на протяжении более десяти лет они категорически отказывались делать. Но для Киева описанные гарантии безопасности – отнюдь не иллюзия, а реальный вариант.
Эти меры реальны именно потому, что НАТО уже доказала готовность их применять. Они способны дать Украине уверенность, что ее не бросят — без ложных ожиданий. Они способны показать России, что нападение повлечет за собой автоматическое наказание. И вместе с собственными мощными вооруженными силами Украины (и их поддержкой с Запада в мирное время) эти меры могут стать сдерживающим фактором для Кремля и обеспечить долгосрочный мир.