Дональду Трампу удалось добиться прекращения военных действий в секторе Газа и освобождения израильских заложников. И хотя остаются сомнения в долговечности и устойчивости достигнутого мира, в Европе надеются, что Трамп извлечет уроки из своей успешной тактики и применит ее в отношении России.
Описание этой тактики сводится к одному слову – давление, пояснили The Wall Street Journal высокопоставленные европейские чиновники. Об этом же в разговоре с газетой сказал Курт Волкер, бывший представитель США в НАТО, который также был послом в Украине во время первого срока Трампа: «Именно давление заставило ХАМАС сесть за стол переговоров, и пока мы не оказывали такого же давления на Россию».
Трамп не единожды высказывал недовольство действиями Владимира Путина, который не намеревается заканчивать свою захватническую войну в Украине. Несколько крайних сроков, которые Трамп установил для Путина с требованием прекратить военные действия, истекли без всяких последствий для последнего. США при Трампе не ввели никаких значимых санкций против России и никого не наказали за их обход. Единственным действием стало повышение вдвое импортных пошлин для Индии до 50% за покупку ею российской нефти, но этот шаг укладывается в более масштабную торговую войну со всем миром, которую ведет Трамп, и пока не привел к заметному изменению политики Дели.
США, правда, продолжают оказывать важную разведывательную помощь Украине; в частности, их информация, передаваемая с середины лета, помогла ей заметно повысить эффективность ударов по российским энергообъектам, включая НПЗ. Сейчас Трамп обсуждает с Владимиром Зеленским поставки в Украину дальнобойных ракет «Томагавк», и такая договоренность в случае ее достижения может стать первым значимым случаем оказания давления на Кремль.
По крайней мере, так это попытался представить сам Трамп, пригрозив дать Киеву это «невероятное оружие, очень наступательное», если Путин не согласится завершить войну. Путин, правда, перед этим заявил, что такой шаг приведет к «разрушению позитивных тенденций» в отношениях России и США и станет «качественно новым» этапом эскалации. Угроза поставок «Томагавков» Украине его не впечатлила: по его словам, крылатые ракеты «вообще никак не изменят» соотношение сил на поле боя.
На усилении давления давно настаивает Зеленский. В понедельник он заявил: «Путина можно принудить к миру – как и любого другого террориста. Даже ХАМАС сейчас готовится освободить заложников. Если это возможно, то и Путина можно заставить восстановить мир».
После того, как Израиль нанес авиаудар по руководителям ХАМАС в Дохе, Трамп стал оказывать давление на премьер-министра Биньямина Нетаньяху, чтобы тот принял его мирный план из 20 пунктов, и заставил его публично извиниться перед лидером Катара. Тем временем Катар, Египет и Турция усилили давление на ХАМАС, угрожая лишить группировку дипломатического прикрытия. Одновременно Израиль продолжал наступление в секторе Газа, несмотря на разраставшиеся в других странах протесты против его действий.
В Украине, правда, другая ситуация. Если Израиль проявил себя как мощнейшая военная сила на Ближнем Востоке, Украина занимает оборонительную позицию. Путина и его генералов не волнует количество жертв ни в Украине, которую они хотят лишить суверенитета и национальной идентичности, ни в собственной армии.
Согласно данным, которые неделю назад опубликовал проект «Хочу жить» со ссылкой на попавшую к нему российскую статистику, вооруженные силы РФ с января по август 2025 года потеряли 281 550 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Сохраняющаяся военная мощь России ограничивает возможности Трампа усадить ее за стол переговоров, считает военный аналитик из Вены Франц-Штефан Гади, сотрудничающий с Международным институтом стратегических исследований и Центром новой американской безопасности: «Тот факт, что у России есть ядерный арсенал, всегда будет фактором в любой кампании по оказанию давления. Соединенные Штаты не продемонстрировали какого-либо желания провоцировать эскалацию».
Дополнительным фактором является поддерживающий Путина Китай. Он мог бы сыграть роль в принуждении кремлевского лидера к мирной сделке, считает Волкер. Но для этого Трамп должен убедить Пекин, что тому выгодно прекращение войны, однако, «к сожалению, мы пока не пришли к этому», говорит бывший дипломат.
Трамп давно хочет добиться прекращения войны в Украине, но Путин неоднократно отвергал щедрые предложения по установлению мира, которые были бы выгодны России, сказал WSJ представитель Белого дома. Но в президентской администрации, по его словам, не теряют оптимизма и надеются остановить то, что чиновник назвал бессмысленными убийствами.