Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Какие отрасли российской промышленности окажутся под ударом?

«Это был тяжелый год», — напевать слова известной песни Семена Слепакова сегодня с полным основанием могут практически все промышленники. Вот только оптимистичного продолжения им не спеть: следующий год явно будет еще сложнее.
Сельское хозяйство РФ без иностранных технологий стало вязнуть, и РФ стала нетто-импортером продовольствия
Сельское хозяйство РФ без иностранных технологий стало вязнуть, и РФ стала нетто-импортером продовольствия Снимок экрана

Эксперты опасаются говорить «кризис» и правильно делают. Но вот рецессия — вещь практически неизбежная, и она уже началась в гражданском секторе промышленности. В такой момент кризис в отдельной отрасли может быстро перекинуться на всю экономику.

Поэтому стоит посмотреть, кто у нас тут «слабое звено».

Долгая дискуссия экономистов, хватит ли у Путина денег на войну или экономику ждет крах, похоже, закончилась. Проект бюджета, представленный Минфином 29 сентября, показывает: экономика может лечь в гроб, но Путин все равно будет доставать из нее деньги на войну, даже из мертвой. Сколько достанет и сколько останется — непонятно: большинство экспертов сходится во мнении, что нынешний проект бюджета «сделан для начальства» — его параметры явно будут пересмотрены не позже июня и в худшую сторону.

Сложный бюджет — сложности в экономике. Когда основная масса денег идет на войну, когда спрос растет только со стороны государства (и это спрос милитаристский), а потребительский спрос падает (потому что потребители — это те же работники, и большая их часть не работает на войну), бизнесу приходится плохо. На это накладывается и действие санкций (которые уже очень не на пользу), и мировая конъюнктура (спрос со стороны Китая на сырье падает), и низкая конкурентоспособность части российского бизнеса (тут самый яркий пример — автомобилестроение). 

Однако несчастные отрасли, как и семьи, несчастливы по-разному. Кто-то вынужден умерить свои аппетиты, а кто-то последний кусок доедает. Кому-то происходящее кажется черной полосой, а кто-то окончательно сгинет во мраке.

Зона государственного интереса

Ярким примером разницы между военным и гражданским производством стал переход на четырехдневную рабочую неделю знаменитого «Уралвагонзавода». Но не всего, а только тех его сотрудников, кто трудится в гражданском сегменте, давшем название предприятию: завод делает не только танки, но и вагоны. С танками все в порядке — заказы от государства поступают исправно. А вот вагоны спроса не находят: проблемы начались еще в ковидном 2020 году, а сейчас падение грузоперевозок у РЖД только усиливается.

Ранее на четырехдневную рабочую неделю перешли все российские автозаводы. Причина и тут понятна: их продукция не была, не стала и, видимо, никогда не станет конкурентоспособной. Даже по сравнению с ноунейм-китайскими автомобилями. Повторяется история 2000-х: мощное лобби автозаводчиков давит на правительство, вынуждая его снова и снова вливать деньги в то, что умереть не может только потому, что никогда не рождалось.

Но теперь денег у правительства нет. А невероятный рост с 1 ноября утильсбора, способствующий одновременно и наполнению пустеющего бюджета, и понуждению несчастных граждан купить вместо нормальной машины «ведро» от АвтоВАЗа, к успеху привести не может. Даже если граждане начнут покупать эти так называемые автомобили, рискуя здоровьем и жизнью, смельчаком будет явно недостаточно. Тем более что с аппетитом у наших автопромышленников все хорошо, в отличие от профессионализма: цены на машины они повышают регулярно, не стесняясь брать в сравнение цены на нормальные иномарки, а в зарплате ущемляют рабочих, а не начальство.

Да и граждане наши ушлые: в Сербии, например, уже развернулся целый бизнес по выкупу автомобилей на российских и сербских номерах — везут в Россию и продают с хорошим наваром. Наверняка найдутся и другие варианты — помните, как пол-России ездило на белорусских номерах, а неорганизованные таксисты дояндексовой эры — на киргизских? В общем, наши граждане сделают все, чтобы избежать покупки отечественного автомобиля. И не только граждане: вот уже предлагают отложить до 2028 года пересадку на отечественные машины самозанятых таксистов, а это, считай, практически все водители.

Опять интересно с «Камазом»: как мне рассказывали работники предприятия, проблемы начались после того, как компания проиграла тендер на военные поставки на этот год. То есть госрасходы на войну сегодня — единственная надежда предприятий, выпускающих продукцию двойного назначения, но и эту продукцию они умудряются делать таким образом, что при малейшей альтернативе даже государство предпочитает обойтись без нее.

Автомобилестроение и транспортное машиностроение в целом — наверное, самое слабое звено в российской экономике. Вот никак у нас не получается собрать из железяк работающий механизм, чтобы он ездил, летал или плавал. Посмотрите, что происходит у нас с созданием отечественных самолетов. А ведь в авиации ситуация критическая — иностранные суда летают на черт-те кем и как добытых запчастях непонятного качества, отсюда и все больше авиапроисшествий. Да и судостроение как-то не очень — недаром Минфин на следующих год сильно обделил деньгами ОСК.

Если откровенно, на плаву транспортное машиностроение держится только за счет государственной поддержки — прямой или косвенной. И вот тут вопрос: а хватит ли государству в ближайшие три года интереса и денег, чтобы эту поддержку продолжать?

За говорит то, что вообще-то это все предприятия, которые могут выпускать продукцию как гражданскую, так и и военную. Даже «АвтоВАЗ». Собственно, нет сомнений, что владельцы и руководители этих предприятий так их и продвигают — напирая на интересы национальной безопасности. Если правительство продолжит прислушиваться к их аргументам, «АвтоВАЗ», «Камаз» и иже с ними могут работать хоть один день в месяц, но поддерживать в них жизнь продолжат. А вот если правительство — вернее, военное руководство, — придет к выводу, что для войны им эта продукция не нужна, как это случилось с «Камазом», да еще повышенный утильсбор приведет к тому, что продажи автомобилей совсем встанут, а автодилеры разорятся, то крах отечественной автопромышленности может случиться очень быстро. Первый вариант намного более вероятен, но второй может оказаться тем «черным лебедем», которого пока не хватает российской экономике.

Есть будут всегда

Случилось невероятное: по итогам января-июля 2025 года Россия впервые за 10 лет стала нетто-импортером продовольствия. Об этом сообщил на Российском агротехническом форуме Николай Лычев, эксперт в сфере АПК, управляющий партнер «Агротренда». Про продовольствие много писали и говорили весь год: цены растут, урожайность падает, а когда цены, благодаря срочному завозу импорта, снижаются, аграриям совсем плохо. Россия, ставшая за последние три десятилетия ведущей агропромышленной державой мира, стремительно теряет это свое место.

И дело тут не в плохой погоде: погода сейчас неустойчивая во всем мире. Дело в том, что успех агросектору принесла его плотная вовлеченность в мировое разделение труда: Россия предоставляла уникальные почвы Черноземья и Сибири, дешевую рабочую силу (в том числе — гастарбайтеров) и резкий рост потребления населением. А у мира брала агротехнологии, машины и производственные линии, семена и племенные стада.

Теперь все иначе: от мировой индустрии Россия отрезана как санкциями, так и усилиями собственных властей, до сих пор уверенных, что можно процветать, живя на манер XV века натуральным хозяйством. Семена, саженцы и племенных животных — берите только у отечественных селекционеров. Квоты последовательно режутся. Техника попала под тот же утильсбор — пашите трактором «Беларусь».

Про технологии и говорить смешно — что успели внедрить, тем и пользуются. Никаких новых линий, никакого обмена опытом, никаких новых технологий из-за рубежа нам не надобно, сами Левши с усами. Да и не продадут.

Началась стремительная деградация. А многие фермеры просто оставляют поля под паром — смысл засеивать, если только в убытки войдешь —  в России сокращаются посевные площади. В 2025 по сравнению с 2022 годом произошло снижение на 3 млн га, причем 2/3 снижения пришлось на зерновые, из них ¾ — на пшеницу. А Минсельхоз, делая вид, что все в порядке, лукаво перешел от подсчета агроэкспорта в долларах к агроэкспорту в тоннах. Но цена тонны-то снижается — при росте себестоимости!

Агросектор — еще одно звено, слабеющее на глазах. Краха не будет — все же люди есть не перестанут. Но внезапные дефициты и взлеты цен то одних, то других продуктов, боюсь, станут постоянными. Что может сильно отразится на общественных настроениях, которые играют важную роль в развитии кризисов. И экспортные доходы в секторе будут падать. И сама отрасль постепенно будет расползаться — надеюсь, не к тому состоянию, в котором находилась в советское время.

А вот одеваться будем в китайское

Кто в потребительском секторе несомненно получил «второе дыхание» с началом войны — так это одежный ритейл. Западные бренды ушли, облачиться во все китайское потребители не были готовы — и в России как грибы после дождя начали расти «заменители» известных брендов. И не только они: российские дизайнеры, до того времени пробавлявшиеся небольшими бутиками да онлайн-магазинами, с редкой минутой славы на «Неделе моды» в Москве, вдруг заполучили статусных клиентов, которые то ли оказались отрезаны от шопинга в Милане, то ли поспешили так проявить патриотизм.

Но недолго музыка играла: статусные лица, побаловавшись патриотизмом, вернулись к привычным Prado, Gucci и Versace. А массовый покупатель ушел в онлайн, где с удивлением обнаружил, что китайские тряпки на маркетплейсе, конечно, требуют возни с заказом нескольких размеров и последующим возвратом не подошедшего, зато дешевле и разнообразнее. А по качеству — так наши «заменители» недалеко ушли.

Первой, более года назад, ушла «Глория джинс», сумевшая продержаться во времена засилья иностранных брендов. А в этом году посыпались, как перезревшие яблоки: Just Clothes (а-ля Uniqlo), Ready! Steady! (запущенный той же «Глория джинс»), Yollo (сидел на площадях H& M), Face Code (замена брендам Inditex), Bat Norton, Incity, Deseo, I AM Studio… Закрываются прежде всего ориентированные на молодежь марки: не до того сейчас молодым, не до шмоток.

Но и ориентированные на более возрастную моду бренды переживают не лучшие времена. 

Вообще весь непродуктовый ритейл сейчас страдает от падения спроса. Под все разговоры о невиданном росте доходов населения и пухнущих банковских депозитах идет явное сокращение потребительских расходов на все, что не является предметом первой необходимости. И поэтому весь непродуктовый потребительский сектор — под давлением. Но особенно те, кто делал ставку на модный бум, присущий молодым. Потому что молодые у нас сегодня или без денег (вакансии для молодых специалистов сокращаются быстрее прочих), или прячутся от призыва, или в эмиграции. Им не до замены худи прошлого сезона на новое.

Конечно, это не слишком влиятельный сегмент рынка. Но зато весьма емкий рынок труда для не слишком обремененных рабочими профессиями молодых людей. Куда денутся все эти менеджеры по продажам, мерчендайзеры, продавцы-консультанты, товароведы, бухгалтеры, кассиры и прочие «белые воротнички»? Пойдут собирать дроны? Мести улицы вместо уехавших таджиков и узбеков? А между тем, именно молодежная безработица создает наиболее радикальную часть недовольных в смутные времена. Так что это — тоже слабое звено, хотя и своеобразное.

Из последних сил 

Строительная компания ПИК уйдет с фондового рынка, считают эксперты. Компания объявила «обратный сплит» акций — то есть их укрупнение. Котировки на этой новости рухнули, но вообще-то падение акций, и не только ПИКа, но и остальных девелоперов, идет давно — с начала осени индекс строительных компаний (ПИК, ЛСР, «Самолет») уменьшился на 26%, что вдвое больше среднерыночной динамики. Тут о причинах и говорить нечего: все давно знают, что после отмены массовой льготной ипотеки и оставшейся высокой ключевой ставки ЦБ строительный бизнес переживает тяжелые времена.

Да, застройщики успели за годы льготной ипотеки накопить знатный «жирок» — собственно, на нем и держатся. На нем, да еще на правительственной поддержке, где главным защитником и лоббистом строительной отрасли является Марат Хуснуллин. Например, застройщика официально разрешили отодвигать сроки завершения строительства. Постоянно вбрасываются идеи расширения семейной ипотеки. например, со снижением ставки по мере рождения очередного ребенка (но с повышением ставки при одном ребенке).

Однако в течение этого года произошли две важные для строительного рынка вещи.

Во-первых, стало понятно, что быстро ставки ЦБ снижать не будет — а учитывая инфляционные ожидания на следующий год, хорошо, если вообще снизит более, чем на символические пару процентов.

Во-вторых, стало понятно, что у правительства больше нет денег на строителей: собственно, у правительства уже нет денег почти ни на что, поэтому в приоритете остаются военные расходы и что можно — на «социалку». Девелоперы — ребята небедные и с маршем пустых кастрюль к Кремлю не пойдут. А вот пенсионеры, чьи пенсии относительно зарплат упали до минимума за 17 лет — составили менее четверти от средней зарплаты, вполне могут выйти. Тем более, что в бюджете Пенсионного фонда в этом году образовалась дыра почти в 800 млрд рублей, и новым повышением пенсионного возраста ее не закрыть.

Так что девелоперы, видимо, почувствовали, что черная полоса — это надолго. Посмотрим, что они будут в связи с этим делать в следующем году. Думается, здесь начнутся интересные сделки поглощения крупными игроками мелких. Не исключено, что если кто-то из крупных кремлевских фигур захочет подмять под себя строительный рынок, начнутся громкие дела по отъему «неправильно» приобретенных, созданных или управляемых активов. Если конечно, команда, пришедшая на смену команде экс-генпрокурора Игоря Краснова продолжит прежний курс на отъем бизнесов.

Однако даже при самой драматичной ситуации рынок жилья вряд ли станет решающим фактором развития кризиса. Все же здесь местные и региональные власти давно выстроили довольно грамотную работу с застройщиками и не дадут ситуации развиться в угрожающем ключе.

Финансы поют романсы

Другое дело, что у регионов тоже кончаются деньги. Буквально в эти дни региональные власти массово снижают выплаты за подписание контракта с Минобороны. И существенно: в Татарстане — с 3,1 млн до 800 тысяч рублей, в Белгородской — с 3 млн до 800 тысяч, а затем и до 500 тысяч рублей. Список легко продолжить. 

Что, на фронте больше не нужно новое «мясо»? Вряд ли. А вот что Счетная палата выяснила: в первом полугодии консолидированные бюджеты регионов впервые за пять лет исполнены с дефицитом — это факт. И это ведь подсчет только за первое полугодие, а во втором негативные процессы в экономике усилились, так что стоит ожидать еще более впечатляющих чисел.

Пока же данные такие: доходы консолидированных бюджетов субъектов федерации в годовом сопоставлении с 2024 годом, выросли на 3,3%, расходы — на 15,7%. В 78 регионах темпы роста расходов превысили темпы роста доходов, что в 64 из них привело к дефициту бюджета. С суммарным дефицитом 738,2 млрд рублей исполнены бюджеты семи десятков региона. С суммарным профицитом 340,4 млрд рублей исполнены бюджеты двух десятков регионов. Госдолг регионов вырос на 122,4 млрд рублей и на 1 июля 2025 года составил 3,6 трлн рублей — сравнимо с дефицитом федерального бюджета.

В следующем году лучше не станет. Доходы регионов снижаются как бы не быстрее федеральных — тем более, что, например, всю ожидаемую прибавку от подъема НДС с 20% до 22% центр собирается забрать себе. А налог на прибыль предприятий, попадающий в региональные бюджеты, падает — и понятно почему. Но расходы-то регионов только растут — тут и планы по количеству контрактников, и социальные траты, и ЖКХ, которое мало что одряхлело до невозможности, так теперь еще приходится иметь в виду атаки украинских дронов. Кстати, расходы на борьбу с ними, как и на строительство бомбоубежищ — тоже забота регионов. Хотите — заставляйте платить бизнес, хотите — платите сами.

Обычно на консолидированный бюджет внимания обращают мало. Разве что когда регион уже близок к банкротству — как, например, угольные Хакасия и Кемеровская область. Между тем, конечным плательщиков все равно выступает федеральный бюджет. И если какой-то регион внезапно окажется в беде — это тоже может стать спичкой у пороховой бочки.

***

Это только несколько «слабых звеньев» — в основном те, которые пока неочевидны большинству. А ведь есть и те же угольщики и металлурги, страдающие от падения спроса и цен на их продукцию. Есть нефтяники, которых, конечно, спасать будут до последнего, но которым грозят и падение цен, и ужесточение санкций. Каждый пример в отдельности не представляется чем-то катастрофическим. Но как-то их много, этих «отдельных примеров», вам не кажется?

Как бы, вполне по Гегелю, тут количество не перешло в качество…

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку